Каждые две недели на планете умирает один язык. Вместе с ним исчезает говоривший на нём народ. Марийская молитва - фильм о восприятии, поэзии и философии марийцев, живущих в Пермской области. Древние народные песни и молитвы можно услышать только здесь, на берегу реки Сылва. Марийская молитва связывает нижний, средний и верхний миры, связывает прошлое, настоящее и будущее своего народа. Её читают Солнцу, воде, деревьям, предкам... Молитва защищает, молитва спасает, молитва даёт надежду... Что будет, если она перестанет звучать?
Автор, режиссер: Галина Красноборова, Игорь Кораблёв Оператор: Семён Соснин Звукорежиссёр: Диляра Гарифжанова Звукооператор: Владимир Ермаков Монтаж: Игорь Кораблёв Директор: Наталья Багаева Продюссер: Павел Печёнкин Производство: Россия (Новый курс) Продолжительность: 26 минут Год выхода: 2011
Этот фильм посвящён умирающему языку марийского народа. Но народ не живёт без языка, поэтому сами авторы заявили тему шире: «Наш фильм — о мировосприятии, поэзии и философии марийцев, живущих в Пермской области», – говорят создатели картины.
Поэзии в «Марийской молитве» предостаточно. Лирические пейзажи берегов Сылвы, песни и молитвы под шум грозы и дождя… Сквозь лирику проступают архаичные опоры культурной традиции, один из ключевых символов – древо жизни. Один из первых кадров фильма – вертикальная панорама могучего дерева. Поднимаясь взглядом всё выше к его раскидистой кроне, мы все отчетливее слышим загадочные голоса марийцев. Лента, повязанная на дереве, которая при любом порыве ветра на экране превращается в цифру «7» – тоже символ – «знак ангела», символ удачи, в котором зашифрована сакральная связь земного и небесного, человеческого труда и Божьего благословения.
Всё живёт в единстве – и не случайно герои фильма – марийцы – читают языческие молитвы солнцу, воде, деревьям, предкам. Молитва выступает в фильме как нечто недоступное, сакральное, связующее эпохи и миры в непостижимое равновесие. Символичен в фильме эпизод, в котором по телевизору один за другим передают репортажи о стихийных бедствиях, катастрофах, а марийская семья молча занимается своим делом, полагая, что жизненную дисгармонию уравновесит молебная сила.
Честно говоря, в это верится не очень. Возникает впечатление, что увлекшись философско-поэтическими обобщениями, авторы забыли, что на экране всё же живые люди. И всё же частичку их повседневности нам показали – сцена, где пожилая женщина обучает маленькую девчушку мастерству изготовления пряжи, приговаривая: «Вертошку-то крутить надо!», – кажется совсем инородной, оторванной от фильма. А как хочется, чтобы таких моментов было больше! Как легка порхающая над тяжеловесностью всего фильма сцена, где из уст уже давно не- молодой женщины звучат яркие, дарящие надежду, песни-частушки на родном марийском и на русском языках!
В заключительных титрах фильма вмонтированы фотографии главных героев. С их помощью ещё раз подчеркивется связь поколений. Но ответа на вопрос: что будет, если марийская молитва перестанет звучать? – увы, не прозвучало. Может ещё не время…