Чтобы поддержать наш ресурс
разместите на своём сайте,
блоге или в профиле


блок новостей



баннер



кнопку

Просмотр


Родину не нужно любить, за Родину нужно погибать! (Владимир Маслов)
Приветствуем Гость ваш статус "Гости" Вход  Выход  RSS 18+
О сайте Связь Правообладателям Реклама

Доскадо Документальное кино онлайн

Внимание! Раздел закрыт

Теперь видео публикуется на главной странице


Сбит: Самолет-шпион У-2 

Фильм повествует о событиях, связанных с инцидентом 1 мая 1960 года. Тогда над Свердловском сбит американский самолет-шпион. Скачать


      


Сбит: Самолет-шпион У-2 / Shot Down: The U2 Spyplane

Год выпуска: 2005
Страна: США
Жанр: Док.фильм
Продолжительность: 00:44:59
Перевод: Субтитры
Русские субтитры: есть
Режиссер: Майкл Макинерни
Премьера состоялась 30 августа 2005 года


Как над Свердловском сбит американский самолет-шпион

1 мая 1960 года сбит над Свердловском советскими ракетчиками американский самолет-шпион с летчиком (Пауэрсом) на борту.

«Вылетев с базы в Пешаваре, Пауэрс должен был пролететь 6 тыс. км до базы в Буде (Норвегия). Над территорией СССР его маршрут пролегал над Душанбе, Аральском морем, Челябинском, Свердловском, Кировом, Архангельском, далее над Кольским полуостровом, Кандалакшей и Мурманском, а затем на север к Баренцеву морю. Расчетная продолжительность полета равнялась девяти часам. Полет назначили на 1 мая. В целях сохранения секретности самолет У-2 доставили в Пешавар только в ночь накануне операции.

В 6 часов 20 минут Пауэрсу разрешили взлет. Пройдя полосу облачности и углубившись в воздушное пространство СССР более чем на 2 тыс. км, он приступил к выполнению задания, но был сбит под Свердловском советскими ракетчиками.

Результаты экспертизы остатков фотооборудования самолета У-2 и отснятых фотопленок подтвердили разведывательный характер этого оборудования и шпионские цели самого полета. На самолете имелся специальный широкозахватный длиннофокусный аэрофотоаппарат модели «73-В», рассчитанный на фотографирование с воздуха больших площадей. В полете 1 мая этот фотоаппарат с вращающимся объективом вел фотографирование последовательно через 7 остекленных фотолюков, размещенных в обшивке самолета. Захват местности поперек маршрута составлял при этом 160-200км.

Фотоаппарат заряжался двумя пленками, каждая из которых имела ширину 24 см и длину около 2000 м; они параллельно располагались в плоскости кадра, так что за каждое срабатывание затвора экспонировалась пара снимков с общим размером 45 на 45 см. Запас пленки позволял произвести около 4000 парных снимков. Фотоаппарат был снабжен объективом с номинальным фокусным расстоянием 915 мм, позволявшим с больших высот получать относительно крупномасштабные снимки. Масштаб аэроснимков среднего маршрута, сделанных над территорией СССР 1 мая, составлял 220-230 м на 1 см. По снимкам такого рода, произведенным за 3 часа 17 минут полета над советской землей, можно было определить назначение многих важных промышленных и военных объектов.

Фотопленка имела повышенную светочувствительность и была улучшена по сравнению с пленкой, использовавшейся на американских шарах-разведчиках образца 1956 г. В Советском Союзе аэропленка с самолета У-2 была обработана. Полученные негативы подвергли дешифрованию и привязке к карте и таким путем обнаружили, что фотографирование было выполнено над территорией СССР по маршруту, проходившему от района западнее Ташкента до Свердловска. Этот маршрут соответствовал маршруту полета на полетной карте, обнаруженной у Пауэрса. Общий запас фотопленки в аэрофотоаппарате позволял выполнить фотографирование маршрута протяженностью порядка 3500 км, т.е. сфотографировать значительную часть советской территории. По снимкам была определена высота воздушного фотографирования: она составляла 20-21 тыс. м. Дешифрование аэроснимков показало, что они содержали разнообразную разведывательную информацию об объектах, расположенных по маршруту. На аэронегативах имелись изображения промышленных и военных объектов СССР - заводов, складов, нефтехранилищ, путей сообщения, железнодорожных мостов и станций, линий электропередач, аэродромов, мест расквартирования войск и военной техники. Эти снимки давали возможность определить характер железнодорожных мостов, число и типы самолетов на аэродромах, особенности и назначение военной техники.

Экспертиза радиотехнической аппаратуры и записей на магнитофонной ленте, найденных на месте падения самолета. Установила, что все блоки радиоаппаратуры снабжены условными индексами, указывавшими на то, что эта аппаратура была собственностью министерства обороны США и считалась особо секретной. Приборы предназначались для сбора сведений о системе радиотехнического обеспечения противовоздушной обороны Советского Союза, отдельных городов, крупных промышленных и административных центров.

Для регистрации радиосигналов использовались магнитофоны. Судя по числу кассет (шесть), их было не менее трех. На кассетах нанесены шкалы, проградуированные в часах. Кассеты были рассчитаны на 8 часов непрерывной записи.

Показания Пауэрса о том, что на его самолете имелось взрывное устройство, были подтверждены в ходе судебного процесса вещественными доказательствами и заключениями экспертов. Блок подрыва был изготовлен фирмой «Бэкман-Уитлей» (модель 175-10А). Разрушительная сила взрывчатого вещества должна была обеспечить полное разрушение самолета и уничтожение приборов и оборудования - вещественных доказательств преступных действий США.

Анализ полетной карты показал, что самолет от аэродрома Пешавар до района Свердловска следовал по заданному маршруту. На карте имелись отметки на включение и выключение определенных агрегатов и аппаратуры на самолете, причем отмечены те участки маршрута, где внимание летчика должно было быть повышено.

Таким образом, документальные данные неопровержимо доказывали, что сбитый американский самолет являлся специально подготовленным воздушным разведчиком. Его задача - пересечь всю территорию СССР от района Памира до Кольского полуострова в целях разведки военных и промышленных объектов, важных районов»

Сергеев Ф.М


Горячий эпизод холодной войны

1 мая 1960 года в небе над Свердловском (ныне – Екатеринбург) новой советской зенитной ракетой С-75 был сбит высотный самолёт-разведчик ВВС США У-2 с пилотом Фрэнсисом Пауэрсом. Это событие продемонстрировало Штатам высокую техническую оснащённость русских вооружённых сил. Безнаказанным полётам самолётов-шпионов над нашей землёй на долгое время был положен конец.

«Неуязвимый шпион»

В конце 1955 года на вооружение ВВС США был принят новейший одноместный самолёт-разведчик У-2 (правильнее – Ю-2: U-2). Его главными достоинствами были большой (трансконтинентальный) радиус действия и огромная крейсерская высота полёта (18-20 км). Последнее обстоятельство, по мысли стратегов Пентагона, делало самолёт неуязвимым для советской ПВО. Американские стратеги не предполагали тогда наличия у СССР зенитных ракет и истребителей-перехватчиков, способных уничтожать воздушные цели на таких высотах. Впрочем, на тот момент – середина 50-х – они не сильно в этом заблуждались: такие средства ПВО появились у нас позднее.

У-2 (не путать с советским лёгким бипланом довоенной поры!) фирмы «Локхид» был достижением авиатехники своего времени. Он идеально подходил для шпионских целей. Большую высоту полёта обеспечивали ему значительный по сравнению с длиной фюзеляжа (15 м.) размах крыльев – 24,4 м. и низкий полётный вес. Конфигурация самолёта позволяла экономить топливо для больших перелётов покрывая значительные участки пути в свободном парении с выключенным двигателем. В кабине было предусмотрено лишь одно пилотское место. Благодаря экономии веса и места самолёт можно было буквально напичкать разной аппаратурой для аэрофотосъёмки и других разведывательных действий.

2 июля 1956 года президент США Дуайт Эйзенхауэр подписал секретное распоряжение о проведении пяти разведывательных полётов на У-2 над советской территорией в течение ближайшего месяца. Первое вторжение У-2 в наше воздушное пространство произошло в день 180-й годовщины независимости США: янки тоже не чужды приурочивать свои важные действия к громкие юбилеям.

Необъявленная воздушная война

Полёты У-2 были далеко не первыми глубокими вторжениями американских самолётов-шпионов в советское небо. До появления этих машин американцы и британцы тоже вели интенсивную разведку территории СССР с воздуха. Причём если в начале 50-х годов вдоль границ СССР совершалось в среднем по три разведывательных полёта ежедневно (!), то к концу десятилетия их среднее число возросло до девяти в день! Нередко самолёты-шпионы НАТО глубоко вторгались в наше воздушное пространство. Иной раз это были преднамеренные рейды, вызванные желанием натовского командования разведать, что же находится в глубине советской территории.

Советские Вооружённые Силы пытались не оставлять такие полёты безнаказанными. Так, уже 8 апреля 1950 года над Балтийским морем в районе Лиепаи был сбит американский разведчик RB-29. В 1951 и 1952 годах нашей ПВО было уничтожено два самолёта-шпиона наиболее вероятного противника, в 1953-м – три. По позднейшему признанию американского «U. S. News and World Report», за двадцать лет с 1950 по 1970 год по меньшей мере 252 американских военных были сбиты в ходе выполнения ими шпионских заданий в различных частях света, главным образом, конечно, – над территорией Советского Союза и стран Организации Варшавского договора. При этом только 90 сбитым янки посчастливилось остаться в живых.

Инциденты были связаны не только с самолётами-разведчиками. Иной раз в воздухе завязывались настоящие воздушные бои. Причём не только в Корее, где обе сверхдержавы как бы по негласному уговору испытывали друг на друге новейшую боевую авиационную технику. Так, 18 ноября 1952 года в 35 км от побережья Советского Приморья наши истребители, ведшие патрулирование, были атакованы с американского авианосца. Наши потери оказались значительными: из четырёх МиГ-15 только один вернулся на базу, у американцев был сбит лишь один самолёт из двух.

27 июля 1953 года, на следующий день после подписания перемирия в Корее, американские истребители сбили над территорией КНР советский транспортный самолёт Ил-12, летевший по маршруту Порт-Артур – Владивосток. Все члены экипажа и пассажиры – 21 человек – погибли.

Наши, можно сказать, не остались в долгу. Через два дня американский разведчик RB-50, на борту которого находились 17 человек, был сбит над Японским морем к югу от Владивостока. В живых остался один человек – второй пилот Дж. Роче, подобранный через 18 часов советским спасательным судном.

Таким образом, в те годы на границах Советского Союза бушевала не «холодная», а самая настоящая необъявленная горячая война с реальными боями и человеческими жертвами.

«Мы делаем ракеты, как сосиски!»

Эта бравада Н. С. Хрущёва навсегда вошла в историю наряду с фразой «Мы вас похороним!», адресованной капиталистам всего мира, кампанией по внедрению кукурузы и стучанием ботинком по трибуне на заседании Генассамблеи ООН. Её он изрёк, по одним данным, на встрече с президентом США Джоном Кеннеди в Вене в мае 1961 года. Впрочем, по другим сведениям, Хрущёв произнёс эти слова во время своего визита в США в сентябре 1959 года или даже ещё раньше.

Кстати, несколько слов об Н. С. Хрущёве, каким он видится автору. При всех идиотских перехлёстах его политики, как внешней, так, в особенности, внутренней, Хрущёв не был капитулянтом и пораженцем – в отличие от многих руководителей позднейшего СССР. Он искренне и свято верил в коммунизм, в преимущества советского строя над буржуазным, и – субъективно конечно – прилагал все усилия к тому, чтобы добиться победы в конкуренции двух систем. Про таких, как Хрущёв, говорят в народе: «Заставь дурака Богу молиться – он лоб себе расшибёт» (ох, если б только себе!). Его вредные для страны эксперименты в экономике, управлении народным хозяйством, его неоправданное сокращение вооружённых сил и уничтожение целых родов войск и оружия, его политика в области культуры ещё в середине 60-х были мягко (но совершенно недостаточно) осуждены расплывчатым термином «волюнтаризм». Что же касается громких демаршей Хрущёва на внешней арене, следует признать, что, производя шоковое впечатление на руководителей Запада, они иной раз оказывались выгодными для нашей страны. Заметим попутно, что в 1980-х годах примерно по той же схеме, но уже против СССР, действовал президент США Рейган – тоже большой мастер военно-пропагандистского блефа, в свое время изрядно напугавший советское руководство во многом утопическим (на тот момент) проектом СОИ.

Однажды на банкете в честь гостей военно-воздушного парада в Тушино 24 июня 1956 года Хрущёв на вопрос жены британского посла о дальности советских ракет ответил: «Наши ракеты достанут не только до Лондона, они ещё дальше полетят!» Как теперь установлено, ракет средней дальности, способных достаточно точно обстреливать Англию с территории СССР, у нас в то время ещё не было. Но не сыграло ли это хвастливое заявление свою роль осенью того же года, во время войны за Суэцкий канал, когда Англия, Франция и Израиль после резкого заявления Москвы остановили военные действия против Египта?

В условиях всё ещё очень большого военно-технического отставания СССР от США (даже в 1962 году, в период Кубинского кризиса, ядерные потенциалы СССР и США относились друг к другу как 1:17) единственным способом заставить Запад считаться с военной мощью СССР был блеф. Это искусство Хрущёв умело демонстрировал многие годы. И быть может не зря маршал Г. К. Жуков как человек военный поддержал именно Хрущёва в самый сложный для того момент – на июньском (1957 года) пленуме ЦК, когда большинство членов Президиума высшего партийного органа предприняли попытку устранить Хрущёва от руководства партией и страной?

Ещё в ноябре 1957 года, после удачных запусков первых советских искусственных спутников Земли, Хрущёв сказал: «Мы накопили такое значительное количество ракет, так много водородных и атомных зарядов, что можем стереть с лица Земли всех наших противников». На самом деле, даже спустя два года после этой хвастливой речи, на боевом дежурстве в СССР находились всего лишь... четыре межконтинентальные баллистические ракеты (МБР)!

Заявления Хрущёва действительно пугали многих на Западе, во всяком случае тех, кто хотели выглядеть испуганными. И под этот испуг вопить о «советской военной угрозе», «военном отставании США от СССР» и выбивать у Конгресса всё новые деньги на военно-промышленные программы. А также нагнетать военный психоз у простого населения для более эффективной манипуляции им. Высказывания же советского лидера давали обильную пищу алармистским кругам США.

В 50-60-е годы США переживали то, что советские граждане едва могли себе когда-нибудь представить, чтобы такое происходило в нашей стране. Крупные учения по гражданской обороне по нескольку раз в год. Строительство бомбоубежищ приобрело характер массовой мании. Однако необходимо признать, что если бы дело в те годы, не дай Бог, действительно дошло до ядерной войны, американцы в массе оказались бы подготовлены к ней лучше, чем мы. Добавим к этому ещё то, что большая часть территории США оставалась вне зоны поражения советскими ракетами, тогда как территорию СССР янки могли забросать ракетами и бомбами на всю её глубину благодаря наличию ядерных бомб на базах в Турции, Италии, Западной Германии, Гренландии, Северной Канаде.

Явные успехи Советского Союза в деле проникновения в космос усиливали стремление правящих кругов США проникнуть в тайны советского ракетного производства. Равным образом активизация разведывательной деятельности США вызывала тревогу у советского руководства: ведь подлинная информация раскрыла бы американцам глаза на военное отставание СССР, и хрущёвскому блефу пришёл бы конец. Поэтому Хрущёв очень нервно реагировал на начавшиеся глубокие рейды У-2 в советское воздушное пространство, длительное время остававшиеся безнаказанными.

Ярослав Бутаков

Историческое | Смотрело: 5786 | 2012 » Январь » 26 | НЕТ ВИДЕО? 

  
 
 
Всего комментариев: 0
ComForm">
avatar

                                                                                        

                                                                    www.doskado.ucoz.ru www.doskado.ucoz.ru

                                                                    Мы настоятельно рекомендуем, при просмотре страниц сайта не использовать браузер
                                                                     Internet Explorer