Черные дыры. Белые пятна (все выпуски за 2011 год)

Цикл познавательных программ, посвященный прошлому, настоящему и будущему науки, всему самому интересному и необычному. Это альманах научных открытий и приключений. Словосочетание "Черные дыры" появилось благодаря фантастике, но вошло в обиход благодаря науке, которая, тем самым, подтвердила их существование. Черные дыры остаются таким же символом смелой научной гипотезы, как белые пятна - символом научной тайны. Альманах "Черные дыры. Белые пятна" состоит из семи неравных частей. Три связаны с сегодняшними событиями в науке и жизни. Две - исследуют истоки и опыт. И две устремлены в равной степени к прошлому и к будущему. Производство телекомпании "Цивилизация". Режиссер С. Виноградов. Шеф-редактор Н. Спиридонова. Передача - финалист "ТЭФИ-2007". Передача "Черные дыры. Белые пятна" выдвигалась на соискание "ТЭФИ-2004" и "ТЭФИ-2006" в номинации "Программа о науке", в 2006 году вошла в число финалистов. 22 июня 2007 года программа получила Гран-при IV Всероссийского телефестиваля научно-образовательных и просветительских программ "Разум. XXI век".

Сборник "Черные дыры. Белые пятна (все выпуски 2011 год)"

Дата: 2010
Страна: Россия
Продолжительность: по 40 мин.
Режиссер: Сергей Виноградов

Список выпусков Показать +

30. Черные дыры. Белые пятна (эфир 20.01.11):
В программе: открыта загадка Земли Санникова; пульсары дальнего космоса - репортаж из Пущинской обсерватории; как маленькие гориллы учат маленьких детей становиться большими взрослыми детьми; филологическая история слова "скандал"; о чем рассказали находки раскопки фанагорийского некрополя; как связаны тюбик с красками и модное слово "экспрессионизм"; история легенды Музея-усадьбы Даниловское - первая публикация уникального материала.
Имя файла: 2011.01.20_Chernye_dyry-Belye_pjatna-30.avi

31. Черные дыры. Белые пятна (эфир 27.01.11):
В программе: точка зрения генетика по поводу ГМО; новые технологии в антропологии; решение логических задач; неизвестный Бенуа - уникальные архитектурные решения некоторых зданий Ташкента, созданных Алексеем Бенуа; как трактуется в современной психологии знаменитый опыт 1960-х годов с электрошоком; юбилей академика Ивана Георгиевича Петровского (родился 18.01.1901); что значит выражение "Кот в мешке" в преддверии Года Кота; репортаж с палубы ледокола "Михаил Сомов".
Имя файла: 2011.01.27_Chernye_dyry-Belye_pjatna-31.avi

32. Черные дыры. Белые пятна (эфир 03.02.11):
В программе: электронный лазер как инструмент для исследования механизма деления клетки; как изменилась за тридцать лет структура чтения, и какие выводы из этих наблюдений может сделать социолог; прошлые и современные задачи самой северной полярной станции России; что значит быть самим собой, и насколько это трудно - выводы психолога; что может рассказать об энергетике деревьев биолог - история необычного фисташкового дерева; решение логических задач; цель современной науки - усовершенствование тела человека, среды его обитания, а что же внутренний мир? Философское осмысление жизни в начале ХХI века.
Имя файла: 2011.02.03_Chernye_dyry-Belye_pjatna-32.avi

33. Черные дыры. Белые пятна (эфир 10.02.2011):
В программе: канадские генетики открыли необычный эффект, который был назван "эффектом свидетеля" - облучённый организм может передавать свои мутации окружающим; к вопросу о вечности - о международном фестивале ледяных скульптур; неизвестные факты истории освоения Арктики рассказывает старейший полярник Евгений Зингер; феномен Плутона, или как открывают несуществующие планеты; решение логических задач; уникальный эксперимент с потерянными письмами позволил психологам определить настроение в обществе - подробности истории, произошедшей 75 лет назад; новости зарубежной науки.
Имя файла: 2011.02.10_Chernye_dyry-Belye_pjatna-33.avi

34. Черные дыры. Белые пятна (эфир 17.02.2011):
В программе: итоги экспедиции Института проблем экологии и эволюции имени А.Н. Северцова РАН по учёту арктических животных; 80-летие выдающегося физика, академика Камиля Ахметовича Валиева; анализ последних данных, полученных со спутника проекта КОРОНАС, почти неизученной стороны Солнца проводят в Физическом институте им. П.Н. Лебедева; решение логических задач; восприятие чисел массовым сознанием - размышления этнолога и лингвиста; сенсационные результаты исследований влияния радиации получили в Обнинске; самая древняя на земле олива растёт в Никитском ботаническом саду Ялты.
Имя файла: 2011.02.17_Chernye_dyry-Belye_pjatna-34.avi

35. Черные дыры. Белые пятна (эфир 24.02.2011):
В программе: академик Константин Анохин о возможностях человеческой памяти; детективная история возвращения трудов русского философа и мыслителя Михаила Бахтина в отечественную культуру; решение логических задач; сенсационные открытие американских генетиков; лингвист о выражении "поле брани"; находки комплексной морской экспедиции на месте предполагаемой стоянки экспедиции барона Толя; как бобры спасали экологию России - экскурс в ХIХ век.
Имя файла: 2011.02.24_Chernye_dyry-Belye_pjatna-35.avi

36. Черные дыры. Белые пятна (эфир 03.03.2011):
В программе: российские учёные разрабатывают механизмы, с помощью которых можно приостановить развитие болезни Альцгеймера; она звалась Татьяной - история восстановления имени первой женщины, побывавшей в Арктике; решение логических задач; происхождение выражения: "Волос долог, да ум короток" - имеет ли оно отношение к женщине, если, да, то, какое - лингвистический этюд; как музыка влияет на физическое состояние человека - исследование профессора Л.С. Гординой; история уникального экспоната музея Батюшковых и А.И. Куприна в Даниловском; психологический анализ парадоксов характера пианистки Марии Юдиной.
Имя файла: 2011.03.03_Chernye_dyry-Belye_pjatna-36.avi

37. Черные дыры. Белые пятна (эфир 10.03.2011):
В программе: итоги экспедиции Института проблем экологии и эволюции имени А.Н. Северцова РАН по учёту животных в Арктике; почему слово и понятие "персона" трудно приживалось в русском языке; решение логических задач; эксперимент, с помощью которого удалось установить, как меняет психологию человека жизнь в большом городе; находка израильских археологов вносит поправки в существующее представление о древности человека, как вида; сенсационный вывод российских генетиков - генетически модифицированные объекты распространяют свои свойства даже через ароматы и другие.
Имя файла: 2011.03.10_Chernye_dyry-Belye_pjatna-37.avi

38. Черные дыры. Белые пятна (эфир 17.03.2011):
В программе: российские физики сделали существенный шаг на пути к созданию, так называемого настольного коллайдера, в работе над которым объединили усилия учёные разных стран; решение логических задач; мистика и математика в судьбе австрийского учёного Курта Геделя; эксперимент длинною в тридцать лет - рассказ о том, как решили в Арктике выращивать овцебыков; секрет состава, которым был забальзамирован Пирогов; сенсационная находка армянских археологов в знаменитой пещере Птиц.
Имя файла: 2011.03.17_Chernye_dyry-Belye_pjatna-38.avi

39. Черные дыры. Белые пятна (эфир 24.03.2011):
В программе: сенсационное открытие в астрономии - планета, факт существования которой расширяет существовавшие представления о Вселенной; уникальная находка археологов - кошелёк, срезанный средневековым вором; решение логических задач; природа производственных стрессов и способы их преодоления; нужна ли животным одежда - результаты необычного эксперимента на биофаке МГУ; прошлое, как предмет для исследования социолога; Виталий Волович - неизвестные подробности истории первого прыжка с парашютом на Северный полюс.
Имя файла: 2011.03.24_Chernye_dyry-Belye_pjatna-39.avi

40. Черные дыры. Белые пятна (эфир 31.03.2011):
В программе: сенсационный вывод российских антропологов - неандерталец является предком европейца; как слово "пафос" изменило своё значение, отобразив изменения, произошедшие в обществе - лингвистическое расследование; на физическом факультете МГУ изобрели способ борьбы с тромбами в крови; известно, как ледокол "Красин" спасал челюскинцев, а как спасали сам ледокол - история из первых уст; решение логических задач; мы много говорим о бедственном положении нынешних учёных, а как жила профессура царской России; правда ли, что оливы живут вечно - размышления биолога на фоне древнейшего экземпляра на земле.
Имя файла: 2011.03.31_Chernye_dyry-Belye_pjatna-40.avi

41. Черные дыры. Белые пятна (эфир 07.04.2011):
В программе: в лабораториях ФИАН научились прогнозировать вспышки на Солнце; 110 лет со дня рождения полярника Георгия Ушакова - воспоминания дочери и уникальные съёмки на острове Врангеля; профессор Николай Емельянов создал компьютерную базу новомучеников ХХ века, труд грандиозный по объёму и по вкладу в духовную жизнь современной России; в Институте проблем технологии микроэлектроники и особо чистых материалов исследуют свойства моноатомных материалов, это уже следующий шаг в работе, за которую была вручена Нобелевская премия по физике за 2010 год; что значит быть самим собой - психологический анализ; как археологи объясняют выражение: "Бодливой корове Бог рога не даёт"; решение логических задач.
Имя файла: 2011.04.07_Chernye_dyry-Belye_pjatna-41.avi

42. Черные дыры. Белые пятна (эфир 14.04.2011):
В программе: на медицинском факультете Российского университета дружбы народов возрождают традиции классической школы обучения врачей; механизмы воспроизведения образованного класса в России - точка зрения социолога; профессор Николай Емельянов создал компьютерную базу новомучеников ХХ века, труд грандиозный по объёму и по вкладу в духовную жизнь современной России; 15 апреля - 60 лет академику, математику Владимиру Филиппову; как путём эксперимента проверили, действительно ли все люди в какой-то степени знакомы друг с другом; решение логических задач; неизвестные подробности первого прыжка с парашютом на Северный полюс.
Имя файла: 2011.04.14_Chernye_dyry-Belye_pjatna-42.avi
Этот файл предложил наш коллега SVI.

43. Черные дыры. Белые пятна (эфир 21.04.2011):
В программе: счастье в жизни человека - взгляд психолога; как лингвисты пытаются помочь современному читателю понять реалии недавнего прошлого; доказательство одной из знаменитых теорем предложено в математическом институте им. В.А.Стеклова; судьба легендарного ледокола "Красин"; нужна ли животным одежда - комментарий биолога; решение логических задач; немецкий математик Дэвид Гильберт первым получил правильное уравнение поля общей теории относительности, почему же он опубликовал его гораздо позже Эйнштейна.
Имя файла: 2011.04.21_Chernye_dyry-Belye_pjatna-43.avi

44. Черные дыры. Белые пятна (эфир 28.04.2011):
В программе: астрономы вычислили существование вне Солнечной системы планеты, похожей на Землю; как русский язык реагирует на стремительное изменение реалий: новые явления в жизни - новые выражения в языке; состояние российских станций в Антарктиде; уникальная находка археологов позволила раскрыть преступление, совершённое несколько веков назад; решение логических задач; в Российской империи получить дворянство было непросто, но очень трудно было его восстановить - социологический этюд.
Имя файла: 2011.04.28_Chernye_dyry-Belye_pjatna-44.avi

45. Черные дыры. Белые пятна (эфир 05.05.2011):
В программе: технологии будущего в лабораториях Челябинского университета; происхождение выражения "зелёная улица"; чем трусость отличается от благоразумия - психологический анализ; решение логических задач; неизвестное научное открытие начальника фронтового госпиталя; зачем организму железо или цинк - история одного исследования; какие животные изображены в наскальных сюжетах древних людей; новое об интеллекте дельфинов.
Имя файла: 2011.05.05_Chernye_dyry-Belye_pjatna-45.avi

46. Черные дыры. Белые пятна (эфир 12.05.2011):
В программе: 85 лет перелёту над Северным полюсом Бэрда с Беннетом и Амундсена с Нобиле - поразительным образом две экспедиции совпали во времени; перспективы международных астрономических проектов; о новой науке ритмологии и её создателе Александре Квятковском; блеф, как форма социального поведения - социологический этюд; решение логических задач; российские и китайские учёные одновременно сделали открытие, что не может быть в природе движения назад - только вперёд, стало быть, машина времени навсегда останется фантазией писателей и кинематографистов; что есть понятие "элита" для современной России - теоретические выкладки учёного-экономиста.
Имя файла: 2011.05.12_Chernye_dyry-Belye_pjatna-46.avi

47. Черные дыры. Белые пятна (эфир 19.05.2011):
В программе: открыта загадка Земли Санникова; пульсары дальнего космоса - репортаж из Пущинской обсерватории; как маленькие гориллы учат маленьких детей становиться взрослыми; история слова "скандал"; о чем рассказали находки на раскопках фанагорийского некрополя; как связаны тюбик с красками и слово "экспрессионизм"; легенда музея-усадьбы "Даниловское" - первая публикация уникального материала.
Имя файла: 2011.05.19_Chernye_dyry-Belye_pjatna-47.avi

48. Черные дыры. Белые пятна (эфир 08.09.2011):
В программе: астрономическая сенсация - чёрная дыра поглотила звезду размером с Солнце; уникальный проект сохранения отмирающих языков разрабатывают российские и американские компьютерщики и лингвисты; решение логических задач; 1 сентября 1953 года было открыто главное здание МГУ им. М.В. Ломоносова на Ленинских горах, но мало кто знает, что проект здания архитектор Лев Руднев разработал в 1913 году - уникальная судьба здания и его архитектора; вся правда о мамонтах в свете последних археологических находок; армянские учёные разрабатывают экологические "рецепты" для городов, районов и даже отдельных улиц; неизвестные факты из жизни изобретателя электрической дуговой сварки металлов Николая Славянова.
Имя файла: 2011.09.08_Chernye_dyry-Belye_pjatna-48.avi

49. Черные дыры. Белые пятна (эфир 15.09.2011):
В программе: зачем в штате математического института обязательно должен быть биолог; американский космический аппарат открывает тайны Сатурна; уникальные гравюры о Бородинском сражении помогли историкам представить неизвестные детали исторической битвы; решение логических задач; российские гляциологи открыли неизвестные ранее микроорганизмы; как археологическая находка повлияла на жизнь современного города - Пермь; о необычном происхождении привычного слова "охламон".
Имя файла: 2011.09.15_Chernye_dyry-Belye_pjatna-49.avi

50. Черные дыры. Белые пятна (эфир 22.09.2011):
В программе: новые повороты в лазерной теме - потрясающая информация от академика Владимира Фортова; решение логических задач; как биологи по стихам Пастернака изучили флору Подмосковья; в академгородке Пущино готовятся к Олимпиаде в Сочи; Карл Роджерс - основатель гуманистической психологии; залпы каких орудий сливались в протяжный вой на Бородинском поле - необходимые уточнения; проблемы социологических институтов в современной России.
Имя файла: 2011.09.22_Chernye_dyry-Belye_pjatna-50.avi

51. Черные дыры. Белые пятна (эфир 29.09.2011):
В программе: новые открытия в области микроэлектроники; последние исследования антиматерии; решение логических задач; оригинальный метод изучения флоры и фауны от профессора Аргенты Титляновой; лингвистические парадоксы устоявшегося выражения "бабье лето"; сюжет к 120-летию со дня рождения Отто Юльевича Шмидта; первая публикация карикатур XVII века.
Имя файла: 2011.09.29_Chernye_dyry-Belye_pjatna-51.avi

52. Черные дыры. Белые пятна (эфир 06.10.2011):
В программе: о нобелевском лауреате Константине Новосёлове; как современному человеку снимать стресс - советы психолога; решение логических задач; оригинальное инженерное решение помогло в кратчайший срок сконструировать противотанковую пушку - неизвестные страницы истории техники; уникальная экологическая лаборатория в Ереване; неожиданные выводы сделали историки, исследуя политическую карикатуру 17 века; за что казнили химика Антуана Лавуазье во время Великой французской революции
Имя файла: 2011.10.06_Chernye_dyry-Belye_pjatna-52.avi

53. Черные дыры. Белые пятна (эфир 13.10.2011):
В программе: что такое государственная коллекция вирусов; представления о времени и способах его измерения в прошлом и настоящем; как расслабляться в эпоху стрессов - советы психолога; решение логических задач; новое о кометах; полвека назад возник спор между физиками и лириками, почему возник и чем закончился; деревянные скульптуры - уникальные находки археологов.
Имя файла: 2011.10.13_Chernye_dyry-Belye_pjatna-53.avi

54. Черные дыры. Белые пятна (эфир 20.10.2011):
В программе: в галактике Млечный путь произошёл катаклизм, который, возможно, отразится на её дальнейшей судьбе; результаты последних исследований российских вирусологов; могут ли социальные сети Интернета играть роль социальных институтов - точка зрения социолога; решение логических задач; зачем в музее научная работа, и почему увольняют научных работников; Иона Сысоевич, человек, который в 17 веке разработал архитектурный ансамбль древнего Ярославля - имя из небытия; почему летом так странно вели себя в Москве тараканы, загадка, которую разгадывают биологи.
Имя файла: 2011.10.20_Chernye_dyry-Belye_pjatna-54.avi

55. Черные дыры. Белые пятна (эфир 27.10.2011):
В программе: уникальная находка археологов позволяет открыть некоторые секреты старинного литья; новое о стволовых клетках; почему на лепнине православного храма изображён ананас; есть ли различие в структуре мозга женщин и мужчин; к 90-летию Евгения Челышева (род. 27 октября 1921) — учёного, литературоведа, культуролога, переводчика, писателя, академика ; решение логических задач; история происхождения выражения "мелкая сошка".
Имя файла: 2011.10.27_Chernye_dyry-Belye_pjatna-55.avi

56. Черные дыры. Белые пятна (эфир 10.11.2011):
В программе: парадоксы сна - новые исследования российских учёных; решение логических задач; чем молва отличается от слухов - лингвистическое расследование; зарубежное научно-популярное кино в лицах; 200 лет (26 октября) выдающемуся математику Эваристу Галуа; результаты одной этнографической экспедиции; перспективы изучения стволовых клеток - точка зрения генетиков.
Имя файла: 2011.11.10_Chernye_dyry-Belye_pjatna-56.avi

57. Черные дыры. Белые пятна (эфир 17.11.2011):
В программе: исследование корней растений российскими учёными открывает новую эпоху в фармакологии; решение логических задач; взгляд на время с позиций женщины и с позиций мужчины - выводы делает социолог; как политика переноса домов помогла спасти памятники архитектуры - судьба некоторых инженерных решений; на биофаке МГУ провели эксперимент, в результате которого выяснили, чем жабы похожи на людей; находки архивистов помогают по-другому взглянуть даже на самые суровые моменты российской истории; плюсы и минусы генетического паспорта - точка зрения генетика.
Имя файла: 2011.11.17_Chernye_dyry-Belye_pjatna-57.avi

58. Черные дыры. Белые пятна (эфир 24.11.2011):
В программе: находки археологов в Новом Иерусалиме; Оливер Хевисайд, физик и математик, создатель термина "проводимость"; решение логических задач; результаты работы этнографической экспедиции, изучающей быт и традиции старообрядцев; сколько учёных с мировым именем вышло из одного детского научного общества, занятия в котором проводились в самые тяжёлые для советской науки времена репрессий и мракобесия; новое о стволовых клетках; неожиданные подробности и детали Бородинского сражения.
Имя файла: 2011.11.24_Chernye_dyry-Belye_pjatna-58.avi

59. Черные дыры. Белые пятна (эфир 01.12.2011):
В программе: почему совершаются ошибки в расчетах траектории полета космических объектов; как воспринимают время женщины и как это делают мужчины; о науке увлекательно - история одного детского научного общества; почему психолог Карл Юнг любил рисовать круг и какая польза от этого всем; документы из архива помогли восстановить облик чеховского Мелихово; новости зарубежной науки; решение логических задач.
Имя файла: 2011.12.01_Chernye_dyry-Belye_pjatna-59.avi

60. Черные дыры. Белые пятна (эфир 08.12.2011):
В программе: премия ЮНЕСКО за выдающиеся достижения женщинам в науке; новая форма жизни обнаружена американскими биологами; нобелевский лауреат из Японии - герой самого рейтингового научно-популярного кино; решение логических задач; чем отличается «звезда» от «культовой фигуры»; приливные электростанции как альтернативный источник энергии; уникальные находки реставраторов в Пермском крае.
Имя файла: 2011.12.08_Chernye_dyry-Belye_pjatna-60.avi

61. Черные дыры. Белые пятна (эфир 15.12.2011):
В программе: школа будущего - новые обучающие программы в помощь учителю; 85 лет (30 декабря) академику Анатолию Алексеевичу Логунову; каким был смех во время коричневой чумы - история клоуна в единственном числе; научные сенсации разных лет со страниц журнала "Природа"; решение логических задач; хрустальный башмачок Золушки - ошибка переводчика; географический атлас Казахстана сделан по образцу полного географического атласа Российской империи ровно через сто лет после выхода его в свет.
Имя файла: 2011.12.15_Chernye_dyry-Belye_pjatna-61.avi
Телепередачи | Смотрело: 1237 | 2012 » Сентябрь » 26 | НЕТ ВИДЕО?