Чтобы поддержать наш ресурс
разместите на своём сайте,
блоге или в профиле


блок новостей



баннер



кнопку

Просмотр


Родину не нужно любить, за Родину нужно погибать! (Владимир Маслов)
Приветствуем Гость ваш статус "Гости" Вход  Выход  RSS 18+
О сайте Связь Правообладателям Реклама

Доскадо Документальное кино онлайн

Внимание! Раздел закрыт

Теперь видео публикуется на главной странице


Матица

В 1991 году на беломорский берег (Белое море) штормом было выброшено почти целая килевая конструкция (матица) крупного поморского судна, 17 начало 19 века. Таких находок в мире практически не сохранилось. Сейчас матица находится в Соловецком морском музее. Бывший военный летчик, строитель и будущий художник Эти люди приехали сюда с разных концов страны. Под звон колоколов и шум Белого моря, в амбаре на сельдяном мысу Соловецкого острова - они строят парусный деревянный корабль.

Матица


Год: 2009
Страна: Россия
Год: 2009
Хронометраж: 38 мин.
Режиссер и автор сценария: Александр Захарчиков


Матица

В Соловецком морском музее появился новый экспонат. Это деревянный киль, предположительно, XVIII–XIX вв. Найден он в урочище Пыраниха (Никольский рукав Северной Двины в районе бывшего Николо-Корельского монастыря, в настоящее время — территория города Северодвинска).

Матица

Почти целая килевая конструкция (матица) крупного судна в 1991 г. была выброшена на берег после шторма. Судя по тому, что судно имело шитую вицей обшивку (частично сохранились первые набои), его можно датировать между XVII и началом XIX в. Находок такого времени в настоящее время в мире практически не сохранилось. Есть аналогичный фрагмент киля в морском музее Стокгольма, найдены чертежи XVIII в., из которых очевидно, что суда подобной конструкции действительно ходили по северным морям.

По мнению М. Наймарка, судно — «староманерное». Судя по размерам матицы (длина 15–16 м, сечение в средней части около 1,2х0,4 м) и толщине обшивки, водоизмещение судна могло достигать 40–70 т. Матица состояла из четырех параллельных брусьев прямоугольного сечения, сплоченных друг с другом в горизонтальной плоскости. Два средних имели на конце кокору, выступающую вверх на соответствующей оконечности киля и образующую его соединение со штевнем, а в середине корпуса эти центральные брусья были плавно срощены «на ус» почти по всей длине. По бокам для прочности шли два дополнительных бруса. Вся конструкция соединена сквозными деревянными нагелями с шагом 0,7–0,9 м (около аршина). Порода дерева — ель.

До недавнего времени считалось, что киль утерян. С 1991 г. его несколько раз передвигали. Зимой 2008 г. благодаря фотографии на одном из яхтенных сайтов, оказалось, что находка снова обретена. Киль лежал на побережье в Северодвинске, никому ненужный, но, к счастью, хозяева участка решили до поры до времени оставить его в покое.

Когда я увидела киль впервые, было ощущение, что товарищи что-то напутали с его ценностью и значимостью… Неужели эти ушедшие в землю, выглядящие такими уставшими и отжившими свой век останки судна уникальны по сохранности?..

Было решено организовать доставку находки на Соловки, что стало особым сюжетом. Благодаря помощи отряда спасателей и домкратам, киль приподняли с земли, поставили на слеги. Сварили специальную конструкцию для транспортировки.

Удивительным образом находились помощники, возникал передвижной дизель, появлялись тросы, подъезжали джипы, которые их тянули… Вокруг ходили любопытствующие и озадаченно спрашивали: «А зачем вы это делаете, а кому это надо?» Правда, и рабочие, которые помогали на всех этапах, несколько неуверенно размышляли о ценности будущего экспоната.

Нужно было решить, какое судно сможет забрать 16-метровую сложную конструкцию плохой сохранности? Возник один вариант, но вместе с предложением распилить и доставить в облегченном виде, – такие крайние меры решили отложить. Наконец, нашелся один отважный плашкоут. Появилась новая задача: как довезти киль, теперь уже со сваренными швеллерами и рассыпающимися частями, до порта? В ходе ее решения крановщик узнал, что груз весит вместо предполагаемых полутора тонн – четыре с половиной. КамАЗ застревал в песках острова Ягры, в порту завершалась рабочая смена и менялось время фрахтования судна, но киль мужественно терпел, стараясь не рассыпаться по дорогам, и 4 августа прибыл на Соловки!

Матица

На Соловках последняя перегрузка киля с понтона на каменную гряду у Соловецкого морского музея свершалась уже силами товарищей и плотников. Гудела «Скания», аккуратно перемещая киль, упирались рычаги, разгрузочные работы корректировались на ходу. Старались помочь все: делом, советом, молитвами. И с Божьей и товарищеской помощью, в нашем музее появился ценнейший экспонат. 

Впереди его изучение и сохранение. Очень радостно, что матица неизвестного судна, ходившего по Белому морю, стоит теперь на его берегу и рассказывает о корабельном мастерстве поморов.

ТСМ особо благодарит за помощь в доставке килевой конструкции Олега Владимировича Фефилова и Виктора Геннадьевича Зимирева.

Авторское, арт-хаус | Смотрело: 875 | 2012 » Ноябрь » 30 | НЕТ ВИДЕО? 

  
 
 
Всего комментариев: 0
ComForm">
avatar

                                                                                        

                                                                    www.doskado.ucoz.ru www.doskado.ucoz.ru

                                                                    Мы настоятельно рекомендуем, при просмотре страниц сайта не использовать браузер
                                                                     Internet Explorer