Чтобы поддержать наш ресурс
разместите на своём сайте, блоге или в профиле блок новостей
|
Лейбин наизнанку1 марта по приглашению Международного медиа-клуба «Формат-А3» в Симферополь приезжал главный редактор и создатель журнала «Русский репортер» Виталий Лейбин (1). Тема встречи: «Репортаж — мир наизнанку». Здесь я не буду описывать встречу, так как покинул этот междусобойчик в самом начале. И вот почему. После приветствия гостей Виталий Лейбин похвастался успехами своего проекта: многочисленными призами которые завоевали их фотографии и профессиональной командой. Так директором фотографии в Русском репортере работает Андрей Поликанов, бывший фоторедактор журнала Time (Россия). Затем Лейбин принялся показывать картинки и рассказывать о конкурсе World Press Photo 2012 и его победителях. Каково же было мое удивление, когда среди прочего, я увидел знакомые фотографии из Украины. Речь идет о «репортаже» канадского фотографа Дональда Вебера под названием «Комната для допросов» (Donald Weber. «Interrogation room»). На мою реплику о том что эти фотографии являются постановкой, Лейбин заявил что это не так, и принялся доказывать публике обратное, не предъявляя сколь весомых аргументов. Дональд Вебер «получил разрешение от милиции», «разве можно так сыграть», мямлил Виталий. После этих слов я решил покинуть мероприятие. Лейбин глупец, либо играет в какие то игры, скорее второе. История фоторепортажа Дональда Вебера началась с публикации в Newsweek (Inside the Ukrainian Interrogation Room, 12 июня 2011), затем публикация разлетелась по многочисленным СМИ, в том числе российским и украинским. С самого начала, любому здравомыслящему человеку, а тем более профессионалу, было понятно, что все фотографии которые Дональд Вебер начикал, якобы в отделении милиции, являются 100%-ой постановкой. Таким образом они не имеют никакого отношения к фоторепортажу, это совсем другой вид искусства. По легенде, серию фотографий Дональд Вебер сделал в отделении милиции в Украине в помещении для допросов подозреваемых. Бравому Веберу пришлось несколько лет входить в доверие к милицейским чиновникам, чтобы правоохранительная система открыла свои тайны. В течение нескольких месяцев Вебер каждое утро приходил в участок и спрашивал у подозреваемых, согласны ли они на его присутствие на допросе. Фотограф пытался снимать тот самый момент, когда подследственный вынужден признать вину. Героями фоторепортажа стали подозреваемые в наркоторговле, проституции, изнасиловании и краже. Почему же фото Вебера получили приз «2012 World Press Photo», тема отдельного разговора, и лежит он в политической плоскости. Вот что говорит (2) о World Press Photo и Дональде Вебере известный украинский фотограф Ефрем Лукацкий(3). -В этом году на WPP было заметно больше нерепортажных фото. Ефрем Лукацкий. Не просто нерепортажных, а снимков, из которых торчат уши фотографа. Постановочных. - Во времена классика военной фотографии Роберта Капы об искусстве военной фотографии судили по расстоянию, на которое удалось приблизиться к объекту съёмки. Сейчас даже на кровожаднейшем ранее World Press Photo в фаворе арт-фотография. Среди репортажных фотографий допускаются статичные ракурсы, что характерно, в том числе, и для работы победителя Самуеля Аранды. Ефрем Лукацкий. Я к World Press Photo всегда относился неважно, каждый раз, когда смотрю на работу жюри, пожимаю плечами. Потому что отмеченные WPP снимки не имеют никакого отношения к журналистике. Пресс-фотография - это то, что повторить невозможно. Арт-фотография - это то, что можно повторить. - В этом году темы Украины заявили фотографы из других стран: француз Гийом Эрбо (второе место в категории «Портреты» за снимок Инны Шевченко из Femen), южноафриканский фотограф Брент Стиртон (первый приз в разделе «Проблемы современности» за фотографию проститутки-наркоманки из Кривого Рога), канадец Дональд Вебер (первое место в категории «Портреты» за серию портретов «Комната для допросов»). Ефрем Лукацкий. Выбор жюри меня возмутил. За такие фотографии, как Femen, надо отбирать фотоаппарат. На фотографии симпатичная, вполне довольная собой девушка с обнаженной грудью подняв руку позирует фотографу. В варианте с пресс-фото её должны были бы избивать либо волочить по земле милиционеры. Также она могла взбираться на забор, пытаясь привлечь своей наготой внимание к проблемам тех, на чью защиту она встала. В снимке наркоманки с Кривого Рога явно видно постановку. «Уши фотографа торчат» - уж очень похоже на то, что эту женщину попросили прилечь в удобной для съёмок позе. При этом её трагедия осталась за кадром: видны только синяки. В отношении же Дональда Вебера из крутого агентства VII, я могу только порадоваться, что эти портреты были сделаны не на Западе.
- С чем связано такое влияние арта на военную, документальную фотографию? Возможно, сказываются тенденции современного искусства, где ценится умение быстро схватить актуальную тему, а качество её воплощения второстепенно? Ефрем Лукацкий. Мне самому интересно понять, каковы тенденции. Я запутался. Такой снимок, как Femen, я бы не купил даже за 20 долларов. И не поставил бы на ленте - это не фотография. Ну а вот собственно некоторые фотографии который понаснимал Дональд Вебер. К стати, осенью вышла его фотокнига про допросы в Украине и России. На фото газовый пистолет RG 88
Отдельное спасибо организаторам встречи Международному медиа-клубу "Формат-А3" и Юлии Вербицкой лично. Владимир Маслов 2 марта 2012 г. Примечания 1. Виталий Эдуардович Лейбин (род. 28 декабря 1972, Донецк) - российский журналист. Окончил биологический факультет Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова по специальности «молекулярная биология», затем стажировался в Иллинойском университете. Вернувшись в 1996 г. в Россию, отказался от продолжения научной карьеры и начал работать в области редакционно-издательского дела. В 2003 г. возглавил информационно-политический портал Полит.ру, вёл Публичные лекции «Полит.ру». В настоящее время главный редактор журнала «Русский репортёр». | |
|
Всего комментариев: 5 | |
| |