Чтобы поддержать наш ресурс
разместите на своём сайте,
блоге или в профиле


блок новостей



баннер



кнопку

Просмотр


Родину не нужно любить, за Родину нужно погибать! (Владимир Маслов)
Приветствуем Гость ваш статус "Гости" Вход  Выход  RSS 18+
О сайте Связь Правообладателям Реклама

Доскадо Документальное кино онлайн

Документальное кино в СССР

Документальное кино берет начало в глубинах жизни, вырастает из реального факта в результате заинтересованного вторжения в действительность внимательной кинокамеры и чуткого микрофона. И чем правдивее тема, чем строже отобраны факты и коллизии, составляющие событийную ткань документального, или, как теперь часто говорят, неигрового фильма, тем он интереснее, тем он художественнее.

Но сами факты, какой бы силой они ни обладали, еще не делают картины, не создают впечатляющего документа с его эпохальными приметами и красками, со всем тем, по чему можно судить о времени, о его идеях и героях. Факты всего лишь материал для фильма. А чтобы фильм стал документом, автор должен пережить эти факты, осмыслить и отобрать. И от отношения автора к отобранным событиям зависит жанр фильма: то это сухая хроника, то это поэтический рассказ, то очерк или публицистика.

Вчера, сегодня, завтра; мир и война; труд и творчество — все подвластно кинодокументалисту. Поиск людей, сюжетов и фактов — вопрос видения, вопрос художественного отбора и осмысления жизни. И поэтому у документального кино, как и у игрового, есть режиссер, есть автор и, конечно, оператор. Нет лишь актеров, вместо них — все человечество!

Показывая индивидуальные характеры — делая мгновенные зарисовки людей, сравнивая и сопоставляя, оценивая явления, всматриваясь в лики ушедших и нынешних времен, документальный фильм размышляет о жизни, анализирует ее. И сколько в нем оттенков! Документ может выступать в образе милой обаятельной девушки Катюши («Катюша», 1964;   В. П. Лисакович), взорваться гневом и яростью против фашизма («Обыкновенный фашизм», 1966;   М. И. Ромм).

Фильмы о смелом нефтянике Каверочкине и ученом Амосове, экскаваторщике Коваленко и колхознике Головатом, руководителе хореографического ансамбля Моисееве и писателе Шолохове — вдохновенные документы нашей эпохи. И самые сильные, самые дорогие нам документы — это фильмы о В. И. Ленине (см. ст. «Фильмы о Ленине»).

Документальное кино родилось в 1895 г., когда изобретатели кинематографа братья Огюст и Луи Люмьеры (см. ст. «Рождение кино») показали людей, выходящих из ворот завода, поезд, прибывший на вокзал. А вскоре хроника событий с легкой руки Люмьеров пошла гулять по свету, стараясь поразить воображение кричащей сенсационностью и эффектными кадрами. Но и тогда уже снимались фильмы о событиях, до сих пор волнующих людей: Лев Толстой на прогулке, демонстрация английских докеров, борьба с чумой в Маньчжурии, кровавая бойня первой мировой войны...

И все-таки это были всего лишь отдельные кинодокументы, не претендующие на авторские выводы, на оценку событий и фактов, на то, что потом назовут документальным фильмом. Час документального кино пробил в канун Октября, в марте 1917 г., когда в Москве и Петрограде возникли кинематографические отделы, взявшие на себя съемки революционных событий.

Архивы хранят бесценные кадры тех пламенных лет: первомайская демонстрация в Москве; июльская демонстрация в Петрограде; юнкера у Зимнего; гражданская война; Чапаев; Первая Конная; первые субботники; борьба с разрухой, с беспризорностью, с неграмотностью; первые стройки...

События революционных лет стали содержанием фильмов основоположника советского документального кинематографа — Дзиги Вертова. Именно Дзига Вертов сделал первые шаги от событийной кинохроники, к кинопублицистике. Это было новое искусство, революционное по форме и по содержанию. 

Вертов открыл новые творческие приемы постижения действительности. В выпусках киножурнала «Киноправда» и в документальном фильме «Киноглаз» он использовал съемку с движения, ускоренную и замедленную съемки, интересный монтаж отснятого материала. Но главное — это новое, социалистическое содержание его картин. В фильмах «Шагай, Совет!», «Шестая часть мира» (оба — 1926), «Симфония Донбасса» (1930), «Три песни о Ленине» (1934) он с гордостью рассказывает о пути, пройденном страной после Великого Октября.

Становление  документального кино в СССР связано также с именем Эсфири Ильиничны Шуб (1894 — 1959) — первооткрывателя жанра историко-документального фильма. Ее замечательные картины, построенные на использовании архивных кинодокументов: «Падение династии Романовых» (1927), «Великий путь» (1927), «Россия Николая II и Лев Толстой» (1928) и другие, стали новым жанром кинодокументалистики. Использование в этих фильмах киносъемок прошлого, неожиданное подключение их к современному материалу проложили дорогу многим историческим лентам. 

В годы первых пятилеток были созданы своеобразные студии на колесах — «документальные» кинопоезда. Выезжая на ударные стройки и различные предприятия страны, они на месте выпускали фильмы, киножурналы, кинофельетоны. С кинопоездом связана творческая судьба замечательного кинематографиста Александра Ивановича Медведкина. Его имя стало символом беспокойного, заинтересованного вторжения в действительность, в самую гущу жизни. И не случайно одна из киногрупп во Франции теперь названа «Медведкино». 

Документальные ленты 30-х годов воспевают героику пятилеток, прослеживают процессы, рождающиеся в новой, советской действительности. Фильмы «Челюскин» (1934) и «Папанинцы» (1938) Я. М. Посельского и «День нового мира» (1940) Р. Л. Кармена и М. Я. Слуцкого — документы, рассказывающие о подвиге и будничном труде советских людей.

Главный герой  документального кино СССР— человек труда, строитель, созидатель, творец. Как лучше его показать, как вынести на экран сплав мужества, энергии, таланта, силы — вот одна из самых интересных и самых важных задач, которую увлеченно решают советские кинодокументалисты, по кадрам, по эпизодам собирая летопись трудовых свершений и подвигов советских людей. 

Суровым испытанием  кинопублицистики стала Великая Отечественная война. Более 200 операторов с первых же дней войны пришли в действующую армию, во фронтовые киногруппы. Они запечатлели весь четырехлетний путь войны, сняли свыше 3,5 млн. метров пленки. Многие ее кадры оплачены кровью: более 30 фронтовых операторов не вернулись с войны, погибнув смертью храбрых. 

Фронтовые фильмы и киновыпуски вошли в кинолетопись нашей борьбы и победы. Таковы фильмы «Разгром немецких войск под Москвой» (1942;   И. П. Копалин и Л. В. Варламов), фильм об обороне Ленинграда, битве за Сталинград, фильмы об освобождении Украины («Битва за нашу Советскую Украину», 1943; «Победа на Правобережной Украине», 1945;   А. П. Довженко), о сражении за Берлин («Берлин», 1945;   Ю. Я. Райзман). А за ними вышли в свет фильмы, рассказывающие о восстановлении городов, заводов, электростанций, о мирном труде советских людей. 

Документальное кино — и средство познания мира, и экранная память народа, и оружие борьбы за осуществление грандиозных планов коммунистического строительства, борьбы за свободу и независимость народов, за прочный мир на земле.

Теперь уже нет на свете уголка, где бы ни побывал советский человек с кинокамерой. Кинодокументалист всегда в гуще событий, он всегда.на передовой. «Пошлите меня туда, где идет бой», — написал в своем заявлении кинооператор Роман Лазаревич Кармен (р. 1906), когда в Испании в 1936 г. разразилась гражданская война. И с той поры этот выдающийся кинопублицист постоянно в «бою»: Испания, Великая Отечественная война, Вьетнам, Куба, Чили — вот его боевая кинематографическая дорога.

Мастера документального кино 70-х годов запечатлели творческий труд советского народа, осуществление Программы мира, выработанной нашей партией, борьбу нашей страны за разрядку международной напряженности, претворение в жизнь решений XXIV и XXV съездов КПСС, показали борьбу народов всех континентов за свободу, за социальный прогресс.

Так, в 1975 — 1976 гг. на экраны страны вышли полнометражные документальные фильмы: «Трудные дороги мира»   А. Колошина, «СССР — США» Л. Махнача, «Добро пожаловать! — говорит Куба» Ю. Монгловского, «Джунгли остывают от войны» Е. Вермишевой, «Большой день Европы» В. Трошкина, «Наследники Победы» В. Бойкова и В. Венделовского, «Шел солдат...» М. Бабака, «Память навсегда» Д. Фирсова и многие другие. 

По производству документальных картин и киножурналов наша страна не имеет равных в мире. 25 киностудий выпускают ежегодно более 40 полнометражных и свыше 300 короткометражных лент, до 1400 номеров периодических киножурналов.

Советские документальные фильмы получают, как правило, самые почетные призы на международных кинофестивалях.

Добавил: doskado | Дата: 18.01.2011 | Читало: 2367
 
 
Всего комментариев: 0
ComForm">
avatar

                                                                                        

                                                                    www.doskado.ucoz.ru www.doskado.ucoz.ru

                                                                    Мы настоятельно рекомендуем, при просмотре страниц сайта не использовать браузер
                                                                     Internet Explorer