Чтобы поддержать наш ресурс
разместите на своём сайте,
блоге или в профиле


блок новостей



баннер



кнопку

Просмотр


Родину не нужно любить, за Родину нужно погибать! (Владимир Маслов)
Приветствуем Гость ваш статус "Гости" Вход  Выход  RSS 18+
О сайте Связь Правообладателям Реклама

Доскадо Документальное кино онлайн

Райнер Олигер: «Нация как исходная точка исторического повествования нежизнеспособна»


Райнер Олигер, родился в 1967году, изучал историю и демографию во Фрейбурге и Мичигане (США). Основным предметом его исследований и интересов являются историческая и интернациональная миграция, межэтнические отношения, трансформация в Центральной и Восточной Европе, концепции интеграции, а также музеи миграции. Райнер Олигер  является одним из основателей ассоциации «Миграция» в Европе.

Сегодня ввиду глобальной массовой миграции историография как эксклюзивный проект национального повествования устарела. В разговоре с goethe.de историк Райнер Олигер выступает за то, чтобы миграция и ее история стали частью коллективного наследия в обществах с высокой долей иммигрантов.

Г-н Олигер, являясь историком, вы выбрали основной темой своих исследований миграцию. С чем это связано?

Райнер Олигер: В исторической науке Германии миграция длительное время занимала второстепенное место, несмотря на то, что она является центральным моментом для общества: без миграции не было бы городов, индустриализации, современной Америки. В начале 90-х годов, во время одной из моих научных стажировок в США, я начал заниматься исторической демографией, в первую очередь, трансатлантической миграцией 19-го и 20-го веков. Когда я вернулся в Германию, то на ее политической арене тема миграции внезапно вышла на первый план. Падение железного занавеса и массовая миграция переселенцев, беженцев и новых рабочих-иммигрантов в корне изменили мир. Стало очевидно, что необходимо придать данным тенденциям исторический размах, то есть задать вопрос о роли миграции в истории. 

Какую роль играют исторические идентичности при формировании обществ мигрантов, и как с этим обстоит дело в Германии?

Райнер Олигер: Исторические идентичности, я намеренно подчеркиваю здесь множественное число, не просто существуют, они развиваются и изменяются со временем. Они являются результатом многоплановых социальных, культурных и экономических процессов. С расцветом нации как политического концепта и национального государства как организованной политической формы в Европе возникли национальные идентичности. Они явились результатом разграничения – например, „заклятый враг" Франция, и обособления – например, таких меньшинств как евреи или переселенцы. В условиях глобализации и глобальной миграции такие простые национальные формы принадлежности более не актуальны.

Ассимиляция „чужих" в такой форме уже невозможна, а чаще всего и нежелательна. Таким образом, в настоящее время возникает временами конфликтный диалог об исторически сформировавшихся национальных принадлежностях и новых, наднациональных, более ярких формах идентичности. Стоит заметить, что и национальные идентичности прошлого никогда не носили чисто национальный характер, даже в смысле этнически чистых идентичностей. Это мнение скорее успешный продукт национализма, а не часть исторической действительности.

Конфликты – это неотъемлемая часть современного общества

В какой степени различные или даже конфликтующие исторические трактовки препятствуют общественной сплоченности и формированию общего чувства солидарности?

Райнер Олигер: Конфликты – это обязательная часть современного общества. На земле не существует ни мультикультурного, ни этнокультурного рая. Важно то, как осуществляется управление конфликтными ситуациями и их улаживание. Сплоченность или ощущение солидарности появляется часто именно в результате разногласий. Это нужно рассматривать с диалектической точки зрения. Дискуссия вокруг интеграции мигрантов может иметь и интегративные последствия.

Молодежь из семей мигрантов страдает от того, что история страны их происхождения либо история их миграции в немецком обществе занимает слишком мало места или отсутствует полностью, однако, с другой стороны, им отказано быть частью немецкой истории.

Называть это словом „страдание" я считаю преувеличением. В списке приоритетов гораздо выше истории стоят такие признаки самоидентификации как музыка, одежда или мобильные телефоны. Вопрос, скорее состоит в том, как официальная историческая политика и образовательная политика реагируют на вопрос о культурном разнообразии в национально организованных обществах. В этом плане школы, университеты, музеи и прочие организации обладают приличным потенциалом развития, включая самые разнообразные предложения и исторические трактовки.

Немецкая история – это также история переселенцев

Не таит ли в себе изоляция от „исторического сообщества судеб" опасность создания и укрепления пресловутых параллельных обществ, в которых заботятся только о собственном историческом и культурном наследии, а, возможно, даже и превозносят его?

Райнер Олигер: Да, обособление от исторической интерпретации и ответственности может также привести к общественной отчужденности. Однако я считаю, что „историческое сообщество судеб" и „параллельное общество" – это понятия, изжившие себя в политической борьбе и практически лишенные аналитической силы. Для меня важно то, как опыт культурного многообразия становится многообразием эмпирическим.

Как на практике будет выглядеть подобный урок преподавания истории?

Райнер Олигер: В эмпирическом плане исследование вопроса истории, исторического сознания и преподавания истории в немецком обществе мигрантов находится еще в самых зачатках. Два вопроса, о том как мигранты относятся к истории нацизма – считают ли себя сопричастными ей, берут ли на себя ответственность? – и какова значимость истории мигрантов в немецкой хронике – будь то история миграции, исторические повествования из стран происхождения – так до сих пор и остаются неотвеченными. Мой ответ как политически мыслящего гражданина звучит так: история и преподавание истории будут все более дистанцироваться от наследия группы одного национального происхождения. Моя немецкая история и по сей день – это история турецких мигрантов и курдов из Анатолии или российских немцев. А история мигрантов охватывает также передаваемую из поколения в поколение немецкую национальную историю. Однако, по сути, понятие нации как исходной точки исторического повествования и без того уже нежизнеспособно.

Источник


Лекция "Миграция будущего". Райнер Олигер

Добавил: ЭЭХ | Дата: 29.01.2012 | Читало: 858
 
 
Всего комментариев: 0
ComForm">
avatar

                                                                                        

                                                                    www.doskado.ucoz.ru www.doskado.ucoz.ru

                                                                    Мы настоятельно рекомендуем, при просмотре страниц сайта не использовать браузер
                                                                     Internet Explorer