Чтобы поддержать наш ресурс
разместите на своём сайте,
блоге или в профиле


блок новостей



баннер



кнопку

Просмотр


Родину не нужно любить, за Родину нужно погибать! (Владимир Маслов)
Приветствуем Гость ваш статус "Гости" Вход  Выход  RSS 18+
О сайте Связь Правообладателям Реклама

Доскадо Документальное кино онлайн

Выселение евреев в России

Как известно из истории написанной евреями и для евреев их гнали всегда и отовсюду. Последний случай особенно интересен с этногеографической точки зрения.

Гонимые жидове. От Месопотамии до Гватемалы

Выселение евреев в России — Первые попытки выселить поголовно всех евреев из сел и деревень (черты оседлости) в города и местечки начались уже вскоре после присоединения Белоруссии к России (1772); это вызывалось, с одной стороны, желанием имп. Екатерины II превратить города в крупные торгово-промышленные пункты, а с другой — стремлением местных властей ослабить пьянство среди крестьян устранением евреев от производства горячих напитков и торговли ими (см. Аренда в России, Винные промыслы); однако многократные соответствующие распоряжения нигде не привели к цели; в 1801 году последовал даже сенатский указ не принуждать белорусских евреев к переселению.

Вопрос об удалении евреев из уездов был вновь поставлен на очередь, и притом в чрезвычайно острой форме, Положением ο евреях 1804 г., согласно которому все еврейское население, проживавшее в уездах в числе 60 тыс. семейств, должно было в течение 2—3 лет переселиться в города и местечки. Уже вскоре правительство должно было убедиться, что эта мера не может быть осуществлена, так как она находится в несоответствии с социально-экономическими условиями края (см. Александр I). Если понуждаемые силой евреи и удалялись из деревень, то им негде было осесть: в городах и местечках для них не было ни места, ни источников пропитания. Многотысячная голодная масса, среди которой появились болезни, стала угрожать общественному благополучию. Но все же высшая власть не хотела отказаться от осуществления закона 1804 г., несмотря на то, что и еврейские депутаты, и губернаторы, и сенатор Алексеев, специально командированный для обозрения губерний черты оседлости, и особый комитет из министров, образованный для данного случая, находили, что выселение должно быть приостановлено. И только тогда, когда министр внутренних дел кн. Куракин повторил доводы своего предшественника кн. Кочубея и указал, что евреи должны быть оставлены на своих местах, пока их нельзя будет перевести на казенные земли, государь указом 29 декабря 1808 г. повелел приостановить выселение.

Впоследствии выселение более не предпринималось в виде общей меры для всей черты оседлости, а лишь как частные распоряжения в отдельных местностях, причем наряду с мотивом об опаивании евреями крестьян создавались и другие поводы для выселения. Так, в 1821 году последовало предписание ο выселении евреев из казенных имений Черниговской губернии (П. П. С. З., № 28821); в 1823 г. именной указ потребовал переселения евреев из уездных поселений в Могилевской и Витебской губерниях (29420), а в 1827 г. состоялось повеление об удалении их из уездов Гродненской губ., причем в последнем случае это было сделано в виде опыта — в случае удачи выселению должны были подвергнуться евреи и других соседних губерний (Β. Π. С. З., № 1582). Наряду с этим для пресечения контрабандных промыслов следовали, начиная с 1812 г., требования об удалении евреев из местностей, расположенных вблизи границы (см. Пограничная полоса).

Все эти меры осуществлялись далеко не в полной мере по той же причине, по которой не был приведен в исполнение закон 1804 г. И само правительство противилось порою удалению евреев из уездов; так, напр., когда в 1829 г. состоялось высочайшее повеление ο выселении евреев из корчем по Подольской губернии, цесаревич донес, что он осуществит таковое лишь после того, когда будет выяснено, может ли успешно завершиться такая же мера в Гродненской губернии, а когда в 1833 г. генерал-губернатор вновь возбудил вопрос об исполнении упомянутого высочайшего повеления, Комитет министров исходатайствовал разрешение отложить выселение до того времени, когда будет выработано новое законоположение ο евреях; на этом же основании было приостановлено выселение по Киевской губернии.

С 40-х годов массовое удаление евреев из уездов прекращается до 1882 г., когда «Временные правила» (см.) создали условия, благоприятные для принудительного переселения евреев с насиженных мест. — Стремясь превратить евреев в исключительно городское население, правительство долгое время не только не ставило препятствий к водворению евреев в городах черты оседлости, но даже боролось с домогательствами христианск. обществ на рубеже 19 века ο выселении евреев из городов (см. Киев, Ковна). Однако в 1827 г. христиане г. Киева добились того, что последовало высочайшее повеление об удалении оттуда евреев (В. П. С. З., № 1503). В 1829 г., уже по собственной инициативе, правительство предприняло выселение евреев из Севастополя и Николаева, находя «неудобным и вредным пребывание не служащих евреев».

В 1888 г. состоялось массовое удаление евреев из Ялты. — Вне черты оседлости мера выселения как общая для данной местности применялась редко; наиболее характерно повеление 1825 г. об удалении евреев из тех мест (и соседних), где появится секта субботников. Но именно вне черты оседлости происходило преимущественно беспрерывное выселение единичных евреев или сравнительно небольших групп.

Сложное законодательство ο праве жительства в связи с общим бесправным положением евреев открывает широкий простор для превратного толкования законов местной администрацией; к этому присоединяется порою также незнание и преднамеренное нарушение их.

3 апреля 1880 года министр внутр. дел предложил губернаторам не прибегать к выселению в черту оседлости тех евреев, которые хотя и не имеют права жительства в данной местности, но все же осели там и успели вступить в промышленные предприятия, уничтожение которых должно разорить как самих евреев, так и христиан, находящихся с ними в деловых сношениях. 21 июня 1882 г. этот циркуляр был подтвержден. Но 14 января 1893 г. циркуляры были отменены, а затем были выработаны особые правила для выселения евреев, клонившиеся к уменьшению ущерба, угрожавшего имущественным интересам не только евреев, но и христиан (от последних поступили многочисленные жалобы по поводу распоряжения 14 января 1893 г.): выселение должно было происходить постепенно, причем водворившиеся незаконно вне черты оседлости до 1880 г. были оставлены на своих местах.

Выселение незаконно проживающих вне черты оседлости было приостановлено и циркуляром министра вн. дел 6 марта 1904 г. ввиду Русско-японской войны. Сила этого распоряжения была подтверждена циркуляром министра 22 мая 1907 г. (в отношении тех евреев, которые водворились вне черты оседлости до 1 августа 1906 г.), вызвавшим крайнее неудовольствие в реакционных кругах. (В начале 90-х годов в силу новых законов, изъявших Москву из действия общих законов ο жительстве евреев, оттуда были выселены много тысяч евреев). — Ср.: Леванда, «Полн. хронол. сборник, etc.»; Гессен, «Евреи в России», гл. V; Мыш, «Руководство к русск. законам ο евреях», 1904 227—31; Фриде, «Законы ο праве жительства евреев», 1909 г., 175—92.

Источник

Добавил: doskado | Дата: 15.10.2014 | Читало: 722
 
 
Всего комментариев: 0
ComForm">
avatar

                                                                                        

                                                                    www.doskado.ucoz.ru www.doskado.ucoz.ru

                                                                    Мы настоятельно рекомендуем, при просмотре страниц сайта не использовать браузер
                                                                     Internet Explorer