Сергей Геннадьевич Дебижев - советский и российский режиссёр и сценарист документальных и художественных фильмов, актёр, живописец и дизайнер.
Сергей Дебижев автор видеоклипов и режиссёр телепрограмм, участник многочисленных выставок художественных работ (дизайн, графика, живопись).
Биография
Сергей Дебижев родился 1 августа 1957 г. в г. Ессентуки. В 1977 г. окончил Ленинградское художественное училище им. Серова по специальности "Дизайн - графика", в 1982 г. факультет системного дизайна Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. Мухиной (1982, экспериментальный курс Е.Н. Лазарева «Дизайн человеческих отношений»).
Сергей Дебижев преподавал композицию в училище им. Серова.
Сергей Дебижев и музыка
В качестве художника Сергей Дебижев принимал участие в оформлении альбомов группы «Аквариум» и Сергея Курехина: «День серебра» (1984), «Subway Culture: The Third Russian Opera» (1986), «Равноденствие» (1987).
Сергей Дебижев режиссер видеоклипов группы "Аквариум" (1987, "Поезд в огне"; 1995, "Московская Октябрьская"; 1998, "12 голых баб"; "Полярники"; 2003, "Человек из Кемерово", 2005, "Zoom,zoom,zoom..."), группы "ДДТ" (1996, "Любовь"), Олега Газманова (1997, "Мой храм", "Москва").
Сергей Дебижев
автор и режиссер телепрограммы "Карфаген" (1994-1995, РТР). В 1988 году Сергей Дебижев для группы «Аквариум», снял первый в СССР музыкальный клип «Поезд в огне», в том же году и тоже с участием «Аквариума» поставил фильмы «Жажда» и «Ты успокой меня». В течении последующих лет снимал музыкальное видео для Бориса Гребенщикова («Москва Октябрьская», «Полярники»), Юрия Шевчука («Любовь»), а так же Олега Газманова («Москва»). Является одним из самых знаменитых клипмейкеров России.
Сергей Дебижев в кино
В кино
Сергей Дебижев
с 1988 года. Как режиссёр дебютировал в документальном кино. Работал художником на документальных фильмах Александра Сокурова (Мария, И ничего больше, Жертва вечерняя). В качестве плакатиста принимал активное участие в продвижении лент ленфильмовцев (в частности, автор афиши к фильму «Дни затмения» Сокурова).
Сергей Дебижев утвердился как режиссер в 1990 году благодаря фильму "Золотой сон", смонтированному из старой хроники, он стал первым ностальгическим фильмом нового российского кино о дореволюционной эпохе. Это ностальгия экзистенциального свойства: поиск утраченного времени лишен каких бы то ни было идеологических акцентов и сродни тому, что в романе Томаса Вулфа "Взгляни на дом свой, ангел" выражено рефреном "Утрата, утрата!". Использованный Сергей Дебижев принцип монтажа можно назвать субъективным: склейка здесь подчинена не смысловой логике, но всецело — авторскому настроению.
В том же 90-м году Сергей Дебижев совместно с англичанами снимает фильм снимает фильм "Красное на красном". Многие куски из которого позже войдут в "Два капитана-2", а в фильме останется лишь клип "Полярники". Всю остальную музыку к фильму написал Слава Егоров. В России фильм почти никто не видел, так как премьера проходила в Лондоне. Оператором был Дмитрий Масс, так же как в "Золотом сне", "Жажде" и "Ты успокой меня".
Первый игровой фильм "Два капитана-2" был сделан Сергей Дебижев
в тесном сотрудничестве с Сергеем Курехиным. Снятый в жанре стеба и в псевдодокументальной стилистике с учетом опыта параллельного кино, этот фильм можно рассматривать, в частности, и как разоблаченную тайну историко-документального кинематографа, чья природа мифологична и неподлинна. Истоки позднейшего сближения Курехина с Александром Дугиным, автором "Конспирологии", просматриваются уже в Капитанах..., где рассказана иллюстрированная хроникой история геополитического заговора, корни которого тянутся из начала двадцатого века в современность. Формально структура фильма воспроизводит строение советских и немецких агиток — с их стремлением подчинить изображение дикторскому (читай — диктаторскому) тексту, представить его иллюстрацией пропагандистских тезисов. Ироничный комментарий вступает в конфликт с видеорядом: например, кадры из немецкой кинохроники, запечатлевшие воздушные бомбардировки Польши, интерпретируются диктором как начало германской посевной кампании с воздуха и т. д. Но чем дальше заходит мистификация, тем яснее, что авторская цель — не столько тотальное пародирование, сколько создание некоего мифологического парапространства. В чем
Сергей Дебижев
вполне преуспел. Однако сама эта задача для российского кино уже не была актуальной.
В 1992 году
Сергей Дебижев снимает культовый фантасмогорический фильм "Комплекс невменяемости". Лента напоминает нам, что устроенный чудесным образом мир захвачен учеными и политиками. По сути это абсурдно-ироническое повествование, в котором нашли свое отражение антинаучные и антиамериканские тенденции последнего времени. Помимо оригинального материала в фильме использована уникальная хроника 50-х и 60-х годов. Лекцию профессора Гендельбаха читает все тот же Сергей Курехин.
Стоит также отметить трилогию Сергей Дебижев "В реальном времени", снятую в период 2002-2004 г. Фильмы о Санкт-Петербурге, Камбодже и Индии, снимались как кинозарисовки о жизни людей глазами непредвзятого наблюдателя. После этих работ
Сергей Дебижев отошел от документального кино и сконцентрировал свою деятельность на художественных фильмах.