Алексей Ханютин. Биография, фильмография Ханютин Алексей Юрьевич - советский, российский режиссер, сценарист документального кино, продюсер.
Биография
Алексей Ханютин Родился в 1956 году в Москве. В 1978 году Алексей Ханютин окончил режиссерское отделение ВГИК (мастерская Романа Кармена). Алексей Ханютин кандидат искусствоведения (1987). После неудачного дебюта в ТО «Экран» поступил в аспирантуру Института истории искусств. В 1985 г. Алексей Ханютин стал старшим научным сотрудником упомянутого института, защитил кандидатскую диссертацию по теме «Элементы кинематографического мышления в театральной культуре XIX-XX вв.» (1977).
С 1997 г.Алексей Ханютин — директор некоммерческой киностудии "Лаборатория независимого кино".
В конце 1998 года Алексей Ханютин вместе с коллегами создал продюсерский центр неигрового кино и телевидения "Диалог", придя к убеждению, что следует покончить с развращающей документалистов практикой стопроцентного госфинансирования. "Диалог" рассчитывает еще как минимум на два источника — телевидение и частных инвесторов.
Алексей Ханютин работал по договорам в Т/О «Экран», на ЦСДФ. Сотрудничал с киностудией «ДАГО», НЭЦКИ, Media Arts.
В годы Перестройки Алексей Ханютин вернулся в режиссуру. Алексей Ханютин работал по договорам на Центральной студии документальных фильмов. Позднее сотрудничал как режиссер со студиями «ДАГО», DTV MA, «Базелевс».
Педагогическую деятельность Алексей Ханютин начал в середине 1990-х: предавал режиссуру на Высших режиссерских и сценарных курсах, в Независимой школе кино и телевидения «Интерньюс», вел режиссерскую мастерскую во ВГИКе.
С 2005 г. Алексей Ханютин Директор фонда «АРТ-ПРОЕКТ». С 2010 г. руководит режиссерской мастерской на факультете режиссуры кино и телевидения в Институте современного искусства (Москва). С 2000 г. по настоящее время Алексей Ханютин – Художественный руководитель киностудии Parallax Pictures.
Алексей Ханютин автор ряда работ по истории и теории театра и кино.
Творчество
Алексей Ханютин дебютировал в конце семидесятых фильмом "Свадьба" и сразу показал себя наблюдателем внимательным и неангажированным. Известность в документалистике приобрел Пятачком — так называют место в Измайловском парке, где проводят выходные дни пенсионеры.
Художественным методом Алексей Ханютин становится здесь классическое "восхождение от конкретного к абстрактному и от него опять к конкретному". Фильм начинается общим планом "пятачка", затем камера выхватывает из толпы несколько персонажей, чтобы подробно проследить судьбу каждого. По сути дела, Алексей Ханютин делает социологический срез микрообщества, обнаруживая скрытые от внешнего наблюдения скрепы: все эти люди оказываются выходцами, вернее, беженцами из коллективизировавшейся деревни тридцатых годов.
Несколько подробных интервью, смонтированных в монологи: сквозь частные биографии проступает трагический контур истории страны. В финале следует возвращение на "пятачок". Та же толпа, те же лица, но качество взгляда иное: "прибавлено" наше знание. Предельно чистый по форме и, если угодно, хрестоматийный документальный фильм, в котором интеллектуальное, чувственное и эмоциональное, персонажная и авторская сферы находятся в редкой гармонии.
Режиссерскую репутацию Алексей Ханютин упрочил "ДМБ-91". Лихое словечко "дембель" не перевести на другой язык, как не перевести штрафника в образцово-показательную часть. Известно про дембель одно: он неизбежен.
ДМБ-91 — пристальное, без комментариев, длительное (в течение нескольких месяцев) кинонаблюдение за тем, как вчерашние пацаны вписываются в армейскую жизнь. Камера, вглядываясь в обыкновенное и не удивляясь ничему, протащит службу вместе c одним из них: от ворот призывного пункта до читинской учебки, от "салаги" до "деда", от быть униженным до лечь-встать. Из деталей как бы сама собой постепенно складывается картина нравов военного сообщества, тупо и методично унижающего людей, вбивающего им в сознание и подсознание, что человек — это "хомо автоматикус". Что у него есть только два состояния: начальника и подчиненного, господина и раба, того, кто отдает приказы, и того, кто их беспрекословно выполняет.
Финальным ударом становится лаконичное сообщение о самоубийстве одного из солдат: жизнь перепишет сценарий, смерть перемонтирует кино — велит оглянуться, вернуться на призывной пункт и вспомнить того пацана, которого когда-то не "выбрала" камера-наблюдательница и который теперь устроил себе досрочный и самовольный дембель.
После ДМБ-91 режиссер несколько лет занимался игровым проектом Горки Ленинские — о последних месяцах жизни вождя, но из-за отсутствия средств так и не смог этот проект реализовать. Участвовал в рекламном обеспечении парламентской кампании НДР и президентской кампании Бориса Ельцина. В 1997 году снял на видео две заказные картины: Москва златоглавая (в проекте Сто фильмов о Москве) и Русский клип на фоне всемирной истории (о съемках клипа банка "Империал").
Продюсер документальных программ и сериалов (выборочная фильмография)
Киноальманах «Поколение-2000» Телевизионный цикл «Место действия - Россия» Телесериал «Эвакуация» Цикл «Неформатные истории»
Призы и награды
1990 Гран-при на 2-м Ленинградском МКФ неигрового кино (ДМБ-91) 1991 Гран-при на 2-м Европейском биеннале документального кино в Марселе (ДМБ-91) 1995 Приз за лучшее художественное решение на международном фестивале в Хихоне (Мавзолей) 1996 «Серебряное копье» на МКФ в Сан-Франциско (Мавзолей) 2001 Премия за лучший научно-популярный фильм ГНКиТ «Лавровая ветвь» (Саркофаг)
Фильмография
1977 Шесть писем о бите 1977 Свадьба 1978 Твой театр 1987 Пятачок 1990 ДМБ-91 (авт. сцен. совм. Н.Дегтевой, реж.) 1995 Мавзолей (авт. сцен. совм. с Б.Равдиным, реж.) 1997 Русский клип на фоне "Всемирной истории" 1997 Музыка для фейерверка (реж., прод.) 1997 Москва златоглавая 1998 Обручение с морем (авт. сцен. совм. с А.Зориным, реж., прод.) 1998 Давид (авт. сцен. совм. с А.Зориным, реж., прод.) 2000 Как выиграть выборы и можно ли это сделать честно (реж. совм. с Д.Заболотских, прод.) 2000 Портрет с подписью "Рафаэль" (авт. сцен. совм. с А.Зориным, реж., прод.) 2001 Саркофаг (авт. сцен. совм. с А.Зориным, реж., прод.) 2001 Контекст (авт. сцен. совм. с А.Зориным, реж., прод.) 2003 Дело № 1–377 2004 Водка. Национальный продукт №1 2007 Дорога
Не все фильмы можно скачивать, по поводу восстановления ссылок на скачивание обратитесь к администрации сайта. Обратиться?
Подготовил Владимир Маслов |