Джеймс Беннинг. Биография, фильмография
Джеймс Беннинг - американский независимый кинорежиссер.
Биография
Джеймс Беннинг (англ. James Benning) - родился в семье немецких иммигрантов в 1942 году в Милуоки, штат Висконсин, США. Изучал кино в Университете Висконсин-Мэдисон (1975) под руководством Дэвида Бордвела (David Bordwell).
Джеймс Беннинг снял около 50-ти фильмов. В дополнение к работе в кино, Джеймс Беннинг занимается преподавательской деятельностью, сначала в Бард-колледже и Северо-Западном университете, а с 1987 года в Калифорнийском институте искусств (California Institute of the Arts)
В конце 80-х Джеймс Беннинг я открыл для себя черных художников с юга, таких как Мозе Толливер (Mose Tolliver) или Билл Трейлор (Bill Traylor). Последние семь лет Джеймс Беннинг делает копии фолк-арта.
Джеймс Беннинг считает себя «фолк-режиссером и самоучкой».
"Я всегда считал себя самоучкой, потому что учился всему на опыте своих собственных фильмов. Тем не менее, наступил момент, когда хорошенько поразмыслив, я бросил преподавание математики, чтобы вернуться за парту и изучать кино в университете Висконсина. Я многое узнал о европейском кинематографе от Дэвида Бордвелла (David Bordwell). Он показывал мне фильмы Жака Тати, потому что видел, что меня интересует создание странных минималистичных пространств. Это мне очень помогло. Но тогда я не знал, что делать. Я начал снимать сюжетные фильмы, которые все дальше отходили от традиционного кино. К 1973 году сюжет стал для меня только поводом для эксперимента с формальными решениями и способом привлечь зрителя и заставить его смотреть фильм."
Дочь Джеймса Беннинга, Сэди Беннинг экспериментальный режиссер и музыкант .
Творчество
Наибольшее влияние на творчество Джеймса Беннинга оказали Майкл Сноу (Michael Snow), Холлис Фрэмптон (Hollis Frampton) и Уорхол.
Авангардист Фернан Леже (Fernand Léger) однажды сказал, что суть кинематографической революции заключается в том, что она «делает зримым то, что раньше замечали лишь мельком». В то же время он забыл спросить, что случится, когда «революция зримого» будет завершена – когда кино покажет почти все, когда все можно будет в любое время видеть, а не просто замечать? Вот вопрос, который ставит еще один авангардист - Джеймс Беннинг (James Benning). В его фильмах есть ответ на этот вопрос: они позволяют нам снова заметить самое очевидное.
По-настоящему независимый кинематографист, родившийся в Милуоки в 1942 году, Джеймс Беннинг снимает один, начиная с 1971 года, со своими «Нагрой» и 16-миллиметровым «Болексом», сначала на родном Среднем Западе, потом на американском Западе, где он с 1987 преподает в престижной художественной школе CalArts. Его творчество вышло из американского авангарда, в частности, из течения «структурного кино» (structural film). В 80-е годы ему удалось найти уникальную форму, в равной мере дистанцированную от документального и игрового кино, единственным правилом которой стало пристальное и терпеливое наблюдение за американским пейзажем. Но под сиянием калифорнийского неба Беннинг показывает нам то насилие, которое творит историю. Насилие над рабочим классом, индейцами, мормонами, местными и пришлыми. Насилие культуры больших пространств, урбанизации, ирригации земель или их превращения в пустыню. Народную историю Соединенных Штатов Америки.
В дебютных короткометражных фильмах, созданных в 1971-1974 гг., Беннинг, которого занимают вопросы формы и разрушения кинематографического нарратива, постепенно движется в сторону «структурного кино». В период между 1975 и 1976 гг. он исследует возможности производства чисто кинематографического смысла через игры с формой и языком, акцентирование материальных и механических аспектов кино как медиума, конструирование новой экономики восприятия. В этот период намечается его будущий индивидуальный стиль, определяемый уникальными отношениями между личной историей, историей страны и историей кинематографа.
Полнометражные картины Джеймса Беннинга:
"11 x 14"
Фильм состоит из 65 преимущественно статических планов, разделенных краткими затемнениями. Он кажется почти сюжетным из-за повторения одних и тех же дорожных знаков, отсылок, мест и персонажей в попытках произвести деконструкцию жанра роуд-муви, структуру которого по привычке ищет зритель. Как и во многих других фильмах Беннинга повествование создает контекст для формальных экспериментов.
"Гранд Опера, исторический роман" (Grand Opera. An Historical Romance)
С «Гранд Оперой» Беннинг переориентировался на новый, личный тип повествования. Фильм включает в себя статические планы дорожных знаков и промышленных пейзажей, умножая мотивы и визуальные рифмы и перемежая их текстовыми вставками, посвященными великим именам «структурного кино». В фильме снялись Холлис Фрэмптон, Майкл Сноу (ссылка), Джордж Ландоу и Ивонн Райнер.
"Он и я" (Him and Me)
Это отрывочный рассказ о двух жителях Нью-Йорка, Джин и Дейве. Каждый рассказывает о себе личные вещи, которые косвенным образом объясняют харктер их отношений. Тем временем Беннинг делает неявные отсылки к политическим событиям эпохи, от войны во Вьетнаме до кризиса с иранскими заложниками.
"Американские мечты (утраченные и обретенные)" (American Dreams)
Соединяя коллекционные открытки, популярные песни и политические речи, фильм прослеживает две истории, входящие в резонанс друг с другом: карьеру прославленного черного бейсболиста Генри Аарона и подготовку Артуром Бремером покушения на Ричарда Никсона, в результате которого был ранен губернатор Джордж Уоллес.
"Пейзажное самоубийство" (Landscape Suicide)
Фильм исследует отношения между физическими и психологическими пейзажами через документальную реконструкцию двух убийств, одно из которых было совершено калифорнийской девочкой-подростком, второе – мужчиной из Висконсина, Эдом Гейном, ставшем прототипом Нормана Бейтса в «Психозе» Хичкока.
"Поддержанная невинность" (Used Innocence)
Как и «Пейзажное самоубийство» фильм рассказывает о судебном деле Лоренсии Бембенек, обвиненной в убийстве бывшей жены своего мужа. Так же как и предыдущий, картина соединяет пейзажные планы с реконструкцией свидетельских показаний. «Подержанная невинность» - это еще и личный фильм, потому что Беннинг долгое время переписывался с Бембенек.
"На север по Эверсу" (North on Evers)
Фильм рассказывает о двух путешествиях Беннинга по Америке, с запада на восток. Первое путешествие представлено текстом, который идет титрами под кадрами, снятыми во время второго путешествия. В конце маршрута эта личная история окажется связанной с историей Медгара Эверса, чернокожего активиста движения по борьбе за гражданские права, убитого Ку-клукс-кланом.
"Пустыня" (Deseret)
«Пустыня» – так местное население называло штат, который правительство решило назвать Ютой. Через пейзажные зарисовки и отрывки из газеты «Нью-Йорк Таймс» с 1852 года до наших дней фильм рассказывает о непростой истории этого района американского Запада и о том, как он все больше попадал под господство Востока.
"Четыре угла" (Four Corners)
Фильм, снятый в регионе, который в переводе называется «Четыре угла», будучи пересечением четырех штатов – Аризоны, Колорадо, Нью-Мехико и Юты. Фильм состоит из четырех частей, рассказывающих более или менее вымышленные биографии Клода Моне, фолк-художника Мозе Толливера, неизвестного художника из II-го века н.э. и Джаспера Джонса.
"Утопия" (Utopia)
Фильм состоит из статических планов, снятых в пустыне на юге Калифорнии. Их монтаж определяется саундтреком, целиком позаимствованным из документального фильма Ричарда Диндо (Richard Dindo) «Эрнесто Че Гевара, боливийский дневник».
"Центр долины" (El Valley Centro)
Фильм посвящен проблемам сельского хозяйства и водоснабжения и состоит из кадров, демонстрирующих системы ирригации и сбора воды, в которые калифорнийская Большая Долина предстает как сложная сеть взаимодействия природных и политических сил.
"Лос" (Los)
В фильме представлены городские пейзажи Лос-Анджелеса, рядом с которым живет режиссер. Бесстрастные безупречно выстроенные кадры подчеркивают силовые линии городского пространства.
"Согоби" (Sogobi)
«Согоби» на языке одного из индейских племен означает «Земля». Все те же 35 планов одинаковой длины, представляющие природу Калифорнии: кактусы, песчаные и снежные бури, среди которых постепенно появляются следы пребывания человека.
"Буги-вуги в один конец (27 лет спустя)" (One Way Boogie Woogie/27 Years Later)
В 1977 году Беннинг снимал на своей родине в Милуоки фильм «Буги-вуги в один конец», состоящий из 60 планов длиной в одну минуту и посвященный серии картин «Бродвейские буги-вуги», написанной Питом Мондрианом в Америке в конце жизни. В 2004 году в том же самом районе, который разительно изменился за эти годы, Беннинг в буквальном смысле переснял первоначальный фильм, приобретший теперь более ностальгический оттенок.
"13 озер" (13 Lakes")
Фильм состоит из 13 статичных планов американских озер, от штата Нью-Йорк до Калифорнии, от Флориды до Аризоны. Длина каждого плана составляет 10 минут, у каждого их них симметричная композиция.
"Десять небес" (Ten Skies)
Фильм представляет десять планов неба, каждый длится 10 минут. Принцип его создания минималистичен и монотонен, но результат оказывается богатым и разнообразным. Небо и облака, постоянно меняющиеся и находящиеся в движении, являют собой полную противоположность идее кадра как жесткой рамки.
"Бросая взгляд" (Сasting a glance)
«Великий художник, может создавать искусство, просто бросив взгляд», - писал автор «Спиральной дамбы» (Spiral Jetty) Роберт Смитсон. В 2005-2007 годах Джеймс Беннинг 16 раз ездил на место, где расположена знаменитая ландшафтная скульптура, со своей 16-миллиметровой камерой и бесконечно бродил по полузатопленной дамбе, чтобы через тонкие нюансы или резкие изменения представить историю этого важнейшего для лэнд-арта произведения. «У меня очень простое определение художника: это тот, кто обращает внимание и доводит до сведения». Джеймс Беннинг воплощает в своем творчестве это определение, данное Робертом Смитсоном.
"Железная дорога" (RR)
43 статичных плана поездов, идущих по природным, промышленным или городским ландшафтам. Фильм показывает, как железная дорога моделировала американский пейзаж и кинематографический образ, превращая поезд в свой сюжет, меру вещей, в двигатель своего движения.
"Рур"
Фильм был снят в Рурской долине. В нем появляются два совершенно новых для Беннинга момента: он впервые снимал за пределами Америки и на цифровую камеру. Основные темы и мотивы этой последней на сегодняшней день работы режиссера: полеты самолетов, молитва в мечети, металлургическая промышленность и одна из работ скульптора пост-минималиста Ричарда Серры.
Признание
2008 - Приз "Los Angeles Film Critics Association Awards" (RR и Casting a Glance)
Фильмография
Did You Ever Hear That Cricket Sound? (1971) Time and a Half (1972) Ode to Muzak (1972) Art Hist. 101 (1972) Michigan Avenue (1973) Honeyland Road (1973) 57 (1973) I-94 (1974) Gleem (1974) 8½ × 11 (1974) United States of America, The (1975) Saturday Night (1975) An Erotic Film (1975) 9-1-75 (1975) 3 Minutes on the Dangers of Film Recording (1975) Chicago Loop (1976) A to B (1976) One Way Boogie Woogie (1977) 11 × 14 (1977) Grand Opera (1978) Four Oil Wells (1978) Oklahoma (1979) Double Yodel (1980) Last Dance (1981) Him and Me (1982) American Dreams (1984) O Panama (1985) Landscape Suicide (1986) Used Innocence (1989) North on Evers (1992) Deseret (1995) Four Corners (1997) Utopia (1998) El Valley Centro (2000) B-52 (2001) (Sound only) Sogobi (2001) Los (2001) 13 Lakes (2004) Ten Skies (2004) One Way Boogie Woogie/27 Years Later (2005) Casting a Glance (2007) RR (2007) Ruhr (2009) John Krieg Exiting the Falk Corporation in 1971 (2010) Twenty Cigarettes (2011)
Не все фильмы можно скачивать, по поводу восстановления ссылок на скачивание обратитесь к администрации сайта. Обратиться?
Подготовил Владимир Маслов |