Роберт Флаэрти. Биография, фильмографияРоберт Флаэрти (англ. Robert Joseph Flaherty, 16 февраля 1884, Айрон Маунтин, Мичиган — 21 июля 1951, Думмерстон, Вермонт) — американский кинорежиссёр, наряду с Дзигой Вертовым один из основоположников и классиков мирового документального кино.
Биография
Роберт Джей Флаэрти родился в городке Айрон Маунтин (штат Мичиган, на границе с Канадой). Учился в Мичиганском горном училище. Его отец, в прошлом горняк, а тогда золотоискатель, часто брал его на экспедиции к приискам. C детства получив прививку к исследованию, Роберт уже в 1913 году, отправившись в путешествие по северной части Канады, берёт с собой кинокамеру. С 1910 года работал геологом и картографом в окрестностях Гудзонова залива. В 1913 году в одну из экспедиций взял с собой кинокамеру с намерением снять фильм о жизни эскимосов. В 1916 году во время монтажа в Торонто негатив фильма сгорел от непотушенной сигареты. Флаэрти сохранил рабочую копию и показал её друзьям, но никто из них не проявил интереса к материалу. Позднее рабочая копия была утрачена. В 1920 году Флаэрти вернулся к идее фильма о жизни эскимосов. «Нанук с Севера» (1922) принес ему всемирную известность. В 1923—27 годах ходил по Южным морям вместе с известным позднее режиссёром, сценаристом и писателем Джоном Фэрроу, фактически, заставив того проникнуться любовью к кинематографу.
Творчество Американскому режиссеру Роберту Флаэрти принадлежит особое место в кинодокументалистике ХХ столетия. Он не создал своей школы, но дал начало целому направлению в документальном кино. В самом своем знаменитом фильме «Нанук с Севера» (1922 г.) Флаэрти показал, как этнографический материал может стать основой для глубокого и совершенного киношедевра. Флаэрти не разделял кинематографическую и реальную действительность. Его камера — соучастница реальной жизни. Его метод — глубокое проникновение в жизненный материал. Монтаж не режет реальность, не создает ее вновь, он ловит и бережно сохраняет ритм самой жизни. Каждый кадр — знак, филигранная точность образа. В отличие от европейских документалистов, которые стремились к актуальности, просветительству, тяготели к публицистике, Флаэрти не был ни летописцем, ни обличителем. Он был идеалистом и романтиком.
В 1919
Роберт
Флаэрти отправляется на съёмки на север, основательно подготовившись. Он берёт 50 тысяч долларов в кредит у крупной торговой фирмы, покупает две камеры, газовый обогреватель, лабораторные материалы и кинопроектор — для контроля над процессом съёмки. После 13 месяцев жизни среди эскимосов и долгих месяцев монтажа в 1922 году состоялась премьера фильма «Нанук с Севера» (Nanook Of The North). Фильм с восторгом был принят во всём мире и сделал режиссера знаменитым. «Сначала я был исследователем, потом стал художником, — сказал о себе Флаэрти. — В каждом народе есть зернышко величия, и дело кинематографиста найти тот единственный случай или даже одно-единственное движение, в которых это величие проявляется».
Картина «Нанук с Севера» уникальна не только по своему материалу: яркие черты неведомого цивилизованному миру почти первобытного быта северных народов впечатляют и в начале 21 века. Уникален сам взгляд режиссера на реальность. Флаэрти удалось добиться того, что герои фильма по-настоящему проживают на экране часть своей жизни, его кинообразы проникнуты обаянием естественности. При этом кинематографист не стремился к воспроизведению на экране мелких подробностей северного быта — его волновала скрытая бытийная сущность внешне простых семейных сцен. Благодаря своему таланту он смог уловить и передать на экране особое время, в котором живут не испорченные цивилизацией люди. Мы существуем в реальности разных календарей и давно потеряли то циклическое, природное восприятие времени, которое было свойственно первобытным народам и племенам. И когда мы соприкасаемся с этим бесконечным в своей равномерности жизненным ритмом, запечатленным на киноплёнке, то можем непостижимым образом ощутить на себе «дыхание вечности».
Мировой успех «Нанука» привлек внимание к Флаэрти голливудской компании «Парамаунт». «Ещё один Нанук», — фильм «Моана южных морей» — снятый Флаэрти на полинезийских островах с огромными затратами, себя не окупил, хотя и закрепил за режиссёром репутацию «эксперта по экзотике». Неудачной была судьба лент «24-долларовый остров» (1927) и «История горшечника» (1925). Продюсеры делали попытки объединить работу Флаэрти с работами других режиссеров. Так были сняты картины «Белые тени южных морей» (1931) и «Табу» (1931). Но сентиментальный сюжет и мелодраматические страсти актеров были чужды художественным принципам режиссера.
По приглашению главы английской школы документального фильма Джона Грирсона Флаэрти приехал в Англию и после совместной с Грирсоном ленты «Индустриальная Британия» (1932) снял фильм «Человек из Арана» (1934), который возродил его репутацию поэта-документалиста и в том же году получил премию на МКФ в Венеции.
По заказу американского департамента земледелия режиссер создал картину «Земля» (1941). Экологический пафос работы Флаэрти не был принят правительством, и фильм был запрещен. Последняя лента Флаэрти «Луизианская история» (1948, премия на МКФ в Венеции) снималась по заказу нефтяной компании и вновь позволила режиссеру создать глубокую и образную философскую притчу.
Чтобы снимать кино, Флаэрти уходит «на периферию». Он показывает не просто примитивные народы, а человека в своей сути, и, чтобы раскрыть эту нетронутую современной цивилизаций человеческую сущность, ему каждый раз приходится отправляться на край света. Его герои вырваны из конкретных социальных и исторических связей и поставлены в извечную романтическую позицию один на один с природой. Нет сомнения, что Флаэрти идеализировал эти народы, их жизненный уклад. Но он сумел показать, как счастлив может быть человек, живущий в согласии с собой и окружающим миром.
Призы и награды
1930 - Academy Awards (Оскар), USA (Белые тени южных морей) 1934 - Venice Film Festival (Человек из Арана) 1934 - National Board of Review, USA (Человек из Арана) 1937 - National Board of Review, USA (Маленький погонщик слонов) 1937 - Venice Film Festival (Маленький погонщик слонов) 1941 - National Board of Review, USA (Земля) 1948 - National Board of Review, USA (Луизианская история) 1948 - Venice Film Festival (Луизианская история) 1949 - BAFTA Awards (Луизианская история) 1950 - National Board of Review, USA (Титан: История Микеланджело) 1951 - Academy Awards, (Оскар) USA (Титан: История Микеланджело) 1989 - National Film Preservation Board, USA (Нанук с Севера) 1994 - National Film Preservation Board, USA (Луизианская история)
Историческое признание Британская академия кино и телевидения (BAFTA) вручает премию Роберта Флаэрти. C 1995 в Перми проводится фестиваль документального кино Флаэртиана, в 2006 он стал ежегодным и международным.
Фильмография
1922
—
Нанук с Севера 1925
—
История горшочника 1926
—
Моана южных морей 1927
— Двадцатичетырехдолларовый остров 1928
—
Белые тени южных морей (игровой, совместно с У. Ван Дайком) 1931
—
Табу (игровой, совместно с Ф. В. Мурнау) 1931
—
Индустриальная Британия (совместно с Джоном Грирсоном) 1933
—
Стеклодувы Англии 1933
—
Английские горшочники 1933
—
Искусство английского мастера
1934
— Человек из Арана (премия МКФ в Венеции) 1937
—
Маленький погонщик слонов (игровой, совместно с З. Кордой) 1942
—
Земля 1948
—
Луизианская история (игровой)
1950
—
Титан: История Микеланджело
Не все фильмы можно скачивать, по поводу восстановления ссылок на скачивание обратитесь к администрации сайта. Обратиться?
Подготовил Владимир Маслов |