Брестская крепость, первой в июне 1941 года вставшая на пути фашистской молниеносной войны, для всех нас является символом героизма. Вспоминается репродукция классической картины Петра Кривоногова «Защитники Брестской крепости» и надпись на стене «Я умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина». Самоотверженная оборона крепости и эта надпись — исторический факт.
Есть и другой факт — шокирующий. Подвиг защитников Брестской крепости мог бы так и остаться за пределами официальной советской истории, ведь почти все из тех немногих защитников, кто сумел уцелеть, попали в немецкий плен, а Сталин недвусмысленно говорил: «У нас нет пленных. Есть изменники родины».
Честное имя своими публикациями защитникам Брестской крепости уже после войны сумел вернуть один человек — писатель Сергей Смирнов, главный редактор «Литературной газеты». Он начал искать участников обороны вскоре после смерти Сталина, и нашел сотни человек. Кого-то в лагерях, кого-то на поселении, и всех без исключения — в полной безвестности и с позорным клеймом предателя. Многие не дожили до признания: чудом пережив ад июня 41-го и годы немецких концлагерей, они пали жертвой послевоенных репрессий на родине, в СССР.