Древненовгородские берестяные грамоты как коммуникативное явление. Алексей Гиппиус. Что такое «берестяная грамота»? О чём сообщали и спрашивали в берестяных письмах наши предки? Как они обращались друг к другу? Что представляли собой грамоты – инструкции «курьеру» или сообщения адресату? Кто писал, доставлял и читал берестяные письма? Когда и каким образом берестяное письмо вошло в повседневную жизнь древнерусского общества? Насколько грамотными были авторы новгородских писем?
Что первично – язык или сознание? Влияет ли сознание на развитие языка в большей степени, чем язык на развитие сознания? На эти, и многие другие вопросы отвечает в своей лекции, прочитанной в Политехническом музее, доктор филологических наук, профессор Максим Кронгауз.