Лекция 1. Понятие о философии. Структура философского знания. Рассматривается феномен философского знания, история его возникновения, связь философии и мировоззрения. Далее дается краткая характеристика основных разделов философского знания – онтологии, гносеологии, аксиологии, логики. Исследуются основные проблемы философии, в связи с указанными разделами, даются примеры различных философских направлений.
Лекция 2. Проблема бытия. Исследуются основные смыслы категории бытия в смысловых оппозициях – "бытие - небытие", "бытие - сознание", "бытие - атрибут". Рассматриваются категории "внутреннего" и "внешнего", "пространства" и "времени". Дается базовая схема интегральной онтологической модели – модели "субъектных онтологий".
Лекция 3. Развитие и эволюция. Рассматриваются категории времени и развития. Время интерпретируется как рост пространства. Исследуются примеры внешнего и внутреннего развития, описываются идеи холизма и редукционизма, определяются понятия "холона" и "холархии", уровней организации бытия, категории целого как случая сверхаддитивного суммирования элементов. С понятием развития соотносится понятие "эволюции" - как процесса реализации развития с возможными факторами отклонения от идеальной схемы развития. Рассматриваются законы диалектики как законы развития и эволюции. В конце лекции упоминаются современные теории и модели развития (теория систем, теория симметрии, синергетика), дается краткое изложение идей теории эволюции в современной биологии.
Лекция 4. Проблема человека: от природы к обществу и культуре. Для прояснения феномена человека исследуются онтологические определения основных земных форм жизни – растительной, животной и человеческой. Выдвигаются гипотезы различия этих типов жизни в первую очередь по типам организации внутренних миров. Для растительного типа жизни предполагается отсутствие дифференцированных изображений в их внутренних мирах, в связи с чем вводится понятие коллективного субъекта, руководящего активностями индивидуальных растительных организмов. Для животного типа жизни предполагается наличие конечных изображений во внутренних мирах и сохраняющееся подчинение коллективным субъектным инстанциям. Человеческий тип жизни ("человеко-бытие") характеризуется возникновением бесконечных изображений во внутренних мирах (общие понятия, идеи, самосознание и т.д.) и обретением свободы от водительства коллективных субъектов. Мир человека далее характеризуется через понятия культуры и социума, которые трактуются как новый тип коллективной субъектности человеко-бытия.
Лекция 5. Общество и производство. Рассматривается феномен социальности как эффект целостности (эмерджентности). Человеческий тип бытия в мире ("человеко-бытие") представляется как сверхчеловеческая целостность, воспроизводящая себя на людях как отдельных элементах. Общество определяется как "целое на людях". Исследуютя различные примеры социальных эмерджентностей – совместное сложение физических усилий, общественное разделение труда, языковая коммуникация, производство. Процесс производства представляется как процесс воплощения идей в материю посредством разума и человеческой телесности. В связи с производственной деятельностью человека, выделяется первая (воплощение идей в дочеловеческой природе) и вторая (воплощение идей через человеческую телесность) материализация идей. Выдвигается закон подобия второй материализации первой.
Лекция 6. Структура общества. Общество и природа. Рассматриваются некоторые измерения социальной структуры, в частности – интенсивные и экстенсивные подсубъекты социального субъекта, основные законы развития любой формы жизни – законы подготовки, реализации и удаления. Далее исследуется проблема соотношения социума и природы, вводится представление о внутренней и внешней природе, развиваются идеи долга человека перед природой в лице продолжения ее развития с помощью человека.
Лекция 7. Основы аксиологии. Развивается так называемая эгомерная модель живого существа (субъекта), согласно которой способность оценки есть выражение субъектного измерения тех или иных состояний бытия с точки зрения Я (эго) субъекта. Вводится представление о степенях Я (степенях себя), которые выражают меру пристутствия эго субъекта в оцениваемом событии. На этой основе дается определение ценности, строится иерархическая модель субъекта, феномен культуры исследуется как многоуровневый иерархический субъект. Исследуется структура ценностей в пространствах культуры и социума, вводится представление о процессе освоения ценностей, о базовом ценностном обмене между человеком и обществом, выделяются разные типы ценностей и их организации.
Лекция 8. Элементы философской антропологии. Природа человека рассматривается с точки зрения типа его бытия в рамках структур субъектных онтологий (см. лекцию 4). Во внутреннем мире человек обладает бесконечными изображениями – эта идея иллюстрируется на примере общих понятий, высшей чувственности, самосознания и социальной рефлексии. Природа человека рассматривается в системе социальных связей. Творческое состояние человека понимается как измененное состояние сознания ("вдохновение"), которое выражается особой эмпатией на некое высшее существо ("эго-гений"). Далее любовь в человеческой жизни трактуется как форма творчества, когда в качестве эго-гения выступает идеал-бытие другого человека. В конце лекции рассматриваются философские проблемы смысла человеческой жизни.
Лекция 9. Философия истории.Философия истории рассматривается в контексте интеграции цивилизационного и формационных подходов, философии К.Маркса и Ю.Хабермаса. Исторические процессы анализируются с точки зрения полярной динамики – динамики сложных полярных систем в организации общества и клуьтуры. Исследуются философские основания проблемы прогресса и детерминизма в истории. По аналогии с "системой Геи" Дж.Лавлока, выдвигается гипотеза "системы Клио" - глобальной уровнево-сетевой и полисценарной системы организации исторического процесса.
Лекция 10. Основы гносеологии. Гносеологическая проблематика рассматривается как вырастающая из опыта осознания и преодоления ошибок познания. Исследуются концепты трансцендентной и имманетной истины, выделяются различные виды кантовского концепта "вещи в себе". Область непротиворечивой гносеологии очерчивается в рамках теории имманентной истины, где в качестве главного критерия истинности выступает мера обобщенной инвариантности. Анализируются базовые гносеологические концепты – знание и вера, знание и мнение, понимание и его виды, основные гносеологические способности (интуиция, разум, чувство), рациональное и эмпирическое познание, презентизм и конструктивизм в познании.