Самая обсуждаемое событие прошедшей недели – скандальная акция панк-группы "Pussy riot" в Храме Христа Спасителя, которую многие восприняли как сознательное кощунственное осквернение православной церкви. Но особенно интересна не сама акция, а кампания, которая развернулась в защиту скандальной панк-группы. Ее участниц зачастую представляют трагическими героинями и некоторые уже говорят, что сам Патриарх виноват в том, что они совершили. Скачать
Дата выпуска: 15.03.2012 Страна: Россия Жанр: Документальный Продолжительность: 00:55:56
В студии программы "В контексте" пытаются разобраться, что на самом деле стоит за этой акцией, как ее понимать, и готовы ли те, кто организовал эту акцию и участвовал в ней, отвечать за то, что они сделали.
Участники дискуссии: настоятель храма Великомученицы Татианы МГУ протоиерей Максим Козлов; политолог, искусствовед Марат Гельман; лидер правозащитного движения "Сопротивление", член Общественной палаты РФ Ольга Костина; телеведущая Ксения Собчак.
Марат Гельман с осуждением относится к участницам скандальной акции в Храме Христа Спасителя: "Лучше бы этой акции не было, потому что художник имеет право на уничтожительную критику – Президента, Патриарха и кого угодно, но только когда он находится в художественном пространстве". При этом эксперт выразил уверенность в том, что участницы акции "чувствовали себя юродивыми, и точно не хотели кощунства". "Акция плохая, художник не должен выступать в сакральном пространстве, - резюмировал Марат Гельман. - Но вина за эту акцию лежит не только и не столько на девочках, но и на служителях церкви".
По мнению протоиерея Максима Козлова, "то, что это – кощунство для любого религиозного сознания, очевидно". "Здесь нет вопроса, - заметил он. - Вопрос в другом: почему акция, которая является вызовом ценностям российской культуры, на сегодня находит столько защитников". Священнослужитель подчеркнул, что скандальная акция "Pussy riot" – это вызов, который брошен не Православной церкви, а традиционным российским ценностям". Более того, по его мнению, это акция "против медленно вызревающего в обществе согласия". "Нас друг на друга натравливают, нажимая на заведомо болевые точки", - уверен отец Максим.
"То, что мы наблюдаем, - не протест против РПЦ и против церкви вообще, - считает Ольга Костина. – Если посмотреть другие работы девушек, то это - протест против каких-то государственных устоев, в данном случае – против, как им кажется, сращивания Церкви и государства". По мнению правозащитницы, "вина государства здесь безусловно существует, она состоит в том что нужно было реагировать на первые выступления этой группы – безусловно, не тюрьмой, а другими методами". "Но когда беременная девочка за 4 дня до родов совокуплялась в зоологическом музее, государство сочло что это ему не угрожает, - заметила она. - А определенная публика воспринимает это как поощрение".
По словам Ксении Собчак, ей "несимпатична эта акция, но еще более несимпатична реакция на нее". "Люди, которые обладают духовным авторитетом и представляют духовную власть, должны обладать определенной мерой терпимости и понимания, - пояснила она. - Молодые девочки захотели выпендриться, сделали это крайне неудачно, оскорбили чувства верующих. Но не надо заводить на них эти безумные уголовные дела, их нужно было вывести из храма и потом простить". По мнению Ксении Собчак, "эти хулиганки хотели эпатажно себя проявить, и им дали им такую возможность, а если бы на акцию прореагировали более терпимо, то их эпатаж ушел бы в никуда".