Чтобы поддержать наш ресурс
разместите на своём сайте,
блоге или в профиле


блок новостей



баннер



кнопку

Просмотр


Родину не нужно любить, за Родину нужно погибать! (Владимир Маслов)
Приветствуем Гость ваш статус "Гости" Вход  Выход  RSS 18+
О сайте Связь Правообладателям Реклама

Доскадо Документальное кино онлайн

Внимание! Раздел закрыт

Теперь видео публикуется на главной странице


Психокоррекция. Яценко Тамара Семеновна

Лекция Яценко Тамары Семеновны, доктора психологических наук, профессора, действующего члена Национальной академии педагогических наук Украины, на тему психокоррекция.


Яценко Тамара Семеновна

Яценко Тамара Семеновна (р. 1944) - украинский психолог, докт. психол. наук, проф., действ. чл. Национ. академии пед. наук Украины. Чл. ВАК (1997-1999) и ряда специализированных Ученых советов по защите канд. и докт. диссертаций. Чл. Экспертного совета гос. аккредитационной комиссии Мин-ва образования и науки Украины (с 2002 и по наст. вр.).

Биография

В Яценко Тамара Семеновна 1968 г. закончила физико-матем. ф-т Черкасского пед. ин-та и аспирантуру Киевского пед. ун-та (1972). С 1972 г. Яценко Тамара Семеновна работала в Черкасском национ. унте им. Б. Хмельницкого, с 1974 г. по наст. вр. заведует каф. практической психологии ф-та психологии КПУ. В 1989 г. защитила докт. дис. «Психологические основы активной подготовки будущего педагога к О. с учащимися».

В дис. были разработаны основы групповых форм активного социально-психол. обучения учителей в целях оптимизации личностных характеристик как предпосылок профессионализма в пед. обучении, а также раскрыты ведущие механизмы групповой динамики - положительная дезинтеграция и вторичная интеграция психики на более высоком уровне личностного развития. Является основателем разработки психодинамической теории, выстроенной на эмпирическом базисе метода активного социально-психол. обучения (АСПО) в соответствии с методологией глубинно-психол. познания.

Яценко Тамара Семеновна ведет активную науч.-пед. Деятельность: с 1990 г. проф. психол. ф-та Черкасского национ. ун-та им. Б. Хмельницкого, в 2002-2005 гг. - декан этого ф-та, с 2005 - проф. каф. психологии Крымского гуманитарного ун-та и директор Центра глубинной психологии НАПН Украины при РВУЗ КГУ (г. Ялта).

Яценко Тамара Семеновна является чл. редкол. ряда журналов и период. изданий: «Практическая психология и социальная работа» (Киев); «Психология и общество» и др. Т. С. Яценко - организатор ежегодных (с 2005) все украинских научно-практических семинаров «Методичес кие и теоретические основы практической психологии» и руководит украинской группой исследователей в рамках межд. проекта RUKAD (программа INTAS) «Пути поиска психол. благополучия подростков России, Украины, Киргизии». Она авт. более 200 публикаций, имеет ряд наград: Засл. работник народного образования Украины (1996), Отличник образования Украины (1999), орден «Княгини Ольги» ІІІ степени (2001), знак «За науч. достижения» (2006), медаль К. Д. Ушинского (2009). Осн. труды: Активная социально-психологическая подготовка педагога к общению с учащимися. Ч. 1. Киев, 1988; Методы активного социально-психологического обучения. Ч. 2. Киев, 1991; Программа полного интенсивного курса активного социально-психологического обучения (в соавт.), 1999; Психоаналитическая интерпретация комплекса тематических психорисунков (глубинно-психологический аспект) (в соавт.), 2000; Активное социально-психологическое обучение: теория, процесс, практика, 2002; Теория и практика глубинной психокоррекции: Вторая «Авторская школа академика НАПН Украины Т. С. Яценко» (в соавт.), 2009. С. М. Аврамченко


Психологическая коррекция (Психокоррекция)

Психологи́ческая корре́кция (Психокорре́кция) — один из видов психологической помощи (среди других — психологическое консультирование, психологический тренинг, психотерапия); деятельность, направленная на исправление особенностей психологического развития, не соответствующих оптимальной модели, с помощью специальных средств психологического воздействия; а также — деятельность, направленная на формирование у человека нужных психологических качеств для повышения его социализации и адаптации к изменяющимся жизненным условиям.

Психокоррекционные воздействия могут быть следующих видов: убеждение, внушение, подражание, подкрепление. Различают индивидуальную и групповую психокоррекцию. В индивидуальной психолог работает с клиентом один на один при отсутствии посторонних лиц. В групповой — работа происходит сразу с группой клиентов со схожими проблемами, эффект достигается за счёт взаимодействия и взаимовлияния людей друг на друга.

Общие положения

Психокоррекция определяется как направленное психологическое воздействие на те или иные структуры психики с целью обеспечения полноценного развития и функционирования личности. С позиции данного определения диктуются различия в средствах и приёмах психокоррекции. Так например в психоаналитическом подходе психокоррекционная работа направлена на смягчение симптомов внутреннего конфликтного взаимодействия между «Я» и «Оно» через преодоление неадекватных психологических защит. В гуманистическом подходе психокоррекция понимается как создание условий для позитивных личностных изменений: личностного роста, самоактуализации и так далее. При этом задача психолога заключается в ориентации на уникальные возможности и потенциал личности.

Методы психокоррекции

Деятельностная парадигма связывает психокоррекцию с формированием системы действий и чёткой структуризации деятельности. В этом плане выделяются две группы методов:
Методы усиления регулирующих функций психики, развитие эмоционального самоконтроля, улучшение психической саморегуляции;

Методы нормативно-ценностной коррекции, объектами которой выступают нормативные комплексы, обуславливающие отказ от подчинения совместным принципам, целям, задачам деятельности.

Методы психокоррекции направлены на выработку норм личностного поведения, межличностного взаимодействия, развитие способности гибко реагировать на ситуацию, быстро перестраиваться в различных условиях, группах, то есть на методы социального приспособления.

Динамическое содержание периода возрастного развития может быть разнообразным, а значит и результативность одного и того же воздействия не одинакова.

Эффективность психокоррекции определяется качеством содержания, своевременностью и адекватностью.

Эффективность работы зависит от степени соответствия психокоррекционной работы индивидуальным особенностям психического развития человека.

Симптоматические методы психокоррекции:
аутогенная тренировка
метод условных рефлексов
оперантное научение
система патогенетической психотерапии (Мясищев В. И. и др)

История психокоррекции

Психокоррекция возникла в рамках специализации психологии и дефектологии. Первый период — описательный, связан с описанием медицинских наук и педагогических вопросов коррекции аномального развития. Э. Сеген предложил комплексный подход к воспитанию умственно отсталых детей и описал оригинальные методы коррекции и диагностики перцептивного и умственного развития детей (методика «Доска Сегена»). Пётр Трошин предложил оригинальные методы диагностики и психокоррекционных воздействий, направленных на изучение перцептивных, мнемических, познавательных процессов.

Второй период — этап возникновения теории и практики психокоррекции. Психокоррекция на этом этапе тесно связана с внедрением экспериментально-психологических методов в систему психологических исследований; появляются методы коррекционной работы. Этот этап связан с именем М. Монтессори. Она разработала коррекционные материалы, направленные на развитие познавательных (сенсо-моторных) процессов ребёнка. Центральным звеном её теории является «концепция сензитивных периодов развития ребёнка».

А. Н. Граборов разработал систему коррекционных занятий по развитию памяти, произвольного движения. В. П. Кащенко— методы педагогической коррекции, направленные на коррекцию трудного поведения детей.

Третий период связан с именем Л. С. Выготского, который создал единую концепцию аномального развития, наметил основные направления коррекции и заложил методологические понятия психокоррекции как самостоятельного направления. Также разрабатывались психодиагностические и коррекционные процедуры к другим категориям детей (дети с нарушением речи, зрения, слуха).

Четвёртый период связан с интенсивным формированием практической психологии. В это время создаются системы психологической помощи конкретным группам детей с конкретными дефектами; вводится должность практического психолога в специальных и учебных учреждениях.

Основные виды психологической коррекции

По коррекционным задачам: 
семейная коррекция;
игровая коррекция;
нейропсихологическая коррекция;
коррекция личностного роста.
По характеру направленности:
симптоматическая коррекция (коррекция симптомов) — вид психокоррекции, предполагающий, как правило, кратковременное воздействие с целью снятия острых симптомов отклонений в развитии, которые мешают перейти к коррекции каузального типа;
каузальная (причинная,) коррекция — вид психокоррекции, направленный на источники и причины психических отклонений.
По способу коррекционных воздействий:
директивные виды;
недирективные виды.
По форме организации:
общая психокоррекция (мероприятия общепедагогического порядка, нормализующие социальную среду ребёнка; нормализация и регуляция психофизических и эмоциональных нагрузок ребёнка, работа по психогигиене и психопрофилактике, педагогической этике, лечебно-оздоровительные мероприятия, организация специальных занятий по плаванию, усиленному питанию детей);
частная психокоррекция (набор психолого-педагогических воздействий, то есть системы специально разработанных психокоррекционных мероприятий, применяемых в общей системе образовательных процессов. Игровая, музыкальная, драмотерапия);
специальная психокоррекция (комплекс приёмов, мер, методов, методик, работы с конкретным ребёнком или группой детей по решению психологических проблем).

Сфера применения психокоррекции

коррекция эмоционального развития ребёнка;
коррекция сенсо-перцептивной и интеллектуальной деятельности;
психокоррекция поведения детей и подростков;
коррекция развития личности.

Применительно к проблемам детей в школе:
коррекция недостатков когнитивной деятельности;
коррекция недостатков эмоционально-волевой сферы;
коррекция поведения.

Все выделенные виды психокоррекции в целом дают системное представление об организационно-содержательных началах психокоррекционного процесса.

Психокоррекционные технологии

«Психокоррекционная технология — это совокупность знаний о способах, средствах проведения психокоррекционного процесса.» (Мамайчук). Психокоррекционная технология — это комплексная система коррекционного воздействия, которая содержит в себе три взаимосвязанных и взаимообусловленных компонента:
методологический компонент (формулируются идеи, целевые характеристики, задачи, исходные теоретические положения — психологические, педагогические, философские, правовые, экономические и так далее).
содержательный компонент (этапы работы, задачи каждого этапа и содержание этапа).
технологический (методы, формы, средства использования).
Свойства психокоррекционных технологий:
психокорекционные технологии и сложные системы, решающие стратегические и тактические задачи. Стратегическими задачами являются разработка психокорекционных программ и психокорекционных комплексов. В тактические задачи входит разработка методов, приёмов, психокорекционных техник, форм проведения работы, подбор и комплектование групп, продолжительности занятия и режима.
нельзя создать универсальную психокорекционную программу, особенно это касается детей с проблемами развития, это обусловлено тем, что при составлении программы приходится учитывать различные факторы: структуру дефекта и степень его тяжести; психологическую проблему и причины её возникновения; время возникновения дефекта и психологической проблемы; уровень развития межфункциональных связей; типологические индивидуально-психологические особенности ребёнка; предшествующую социальную ситуацию развития ребёнка.
психокорекционная работа с конкретным ребёнком должна строиться как целостная осмысленная деятельность по изменению отдельных психологических образований, по изменению условий жизни по воспитанию ребёнка.
важно, чтобы психологическая коррекция носила опережающий, предвосхищающий характер. Она должна стремиться к тому, чтобы активно формировать то, что должно быть достигнуто ребёнком в ближайшей перспективе в соответствии с требованиями возраста и формирования личности, то есть с учётом ориентировки на перспективу развития.
специфика задач психокорекционной программы зависит от типа детского учреждения, класса или группы. Важно, чтобы данная программа была согласована с программами других специалистов, работающих с ребёнком (врачами, логопедами, учителями, воспитателями и соцработниками).

wikipedia

Лекции, семинары, интервью | Смотрело: 6069 | 2012 » Май » 9 | НЕТ ВИДЕО? 

  
 
 
Всего комментариев: 0
ComForm">
avatar

                                                                                        

                                                                    www.doskado.ucoz.ru www.doskado.ucoz.ru

                                                                    Мы настоятельно рекомендуем, при просмотре страниц сайта не использовать браузер
                                                                     Internet Explorer