Новый мировой класс и вызовы человечества. Владимир Якунин
Цикл открытых лекций в МГУ им. Ломоносова. Лекцию читает доктор политических наук Владимир Иванович Якунин. Скачать
Владимир Иванович Якунин
Влади́мир Ива́нович Яку́нин (30 июня 1948, Меленки, Владимирская область) — советский и российский государственный деятель, президент ОАО «РЖД» с 14 июня 2005 года.
Детские и юношеские годы
Родился 30 июня 1948 в деревне Захарово (по другим сведениям, в деревне Меленки) Гусь-Хрустального района Владимирской области. Впоследствии вспоминал, что был в этой деревне всего два раза в жизни — когда родился, и второй раз, когда навещал своих бабушку и дедушку. Детство до 14 лет провёл в Эстонии в Пярну, где служил его отец, лётчик Пограничных войск. Родным городом Владимир Иванович считает Санкт-Петербург, куда после демобилизации отца переехала его семья. В Ленинграде окончил 366-ю среднюю школу в 1966.
Карьера
В 1972 году окончил Ленинградский механический институт («Военмех», ныне Балтийский государственный технический университет) по специальности «Производство летательных аппаратов». Фактически специализировался в сфере проектирования и обслуживания баллистических ракет дальнего радиуса действия.
В 1975—1977 годах служил в Вооруженных силах СССР. Обучался в Краснознаменном институте разведки (ныне Академия внешней разведки).
Трудовую деятельность начал младшим научным сотрудником Государственного института прикладной химии. После окончания службы в Советской Армии работал инженером, старшим инженером Управления Государственного комитета Совета Министров СССР по внешнеэкономическим связям, начальником отдела Физико-технического института им. А. Ф. Иоффе АН СССР.
С 1985 по 1991 год — на дипломатической работе (второй, затем первый секретарь Постоянного представительства СССР при ООН).
Далее — председатель совета директоров АОЗТ «Международный центр делового сотрудничества», начальник Северо-Западной окружной инспекции Главного контрольного управления Президента Российской Федерации.
10 ноября 1996 года стал одним из учредителей скандально известного дачного кооператива «Озеро», наряду с Владимиром Путиным, будущим олигархом Юрием Ковальчуком, совладельцем петербургского банка «Россия» Николаем Шамаловым и др. В период президентства В.Путина все соучредители заняли высокое положение в органах государственной власти и бизнесе.
С октября 2000 года — заместитель министра транспорта Российской Федерации.
С февраля 2002 года — первый заместитель министра путей сообщения.
24 октября 2003 года совет директоров ОАО «Российские железные дороги» единогласно утвердил кандидатуру Владимира Якунина в качестве первого вице-президента компании.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 июня 2005 года № 786-р назначен президентом ОАО «Российские железные дороги».
С января 2006 года является научным руководителем и Председателем Попечительского Совета Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования при ООН РАН .
Дмитрий Медведев и Владимир Якунин
В октябре 2007 года за вклад в реализацию мероприятий по реформированию железнодорожного транспорта, разработку стратегии развития российских железных дорог, обеспечение конструктивной социальной политики, эффективное взаимодействие с органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с зарубежными железнодорожными администрациями и международными организациями награждён знаком «Почетный железнодорожник ОАО „Российские железные дороги"».
В 2005 году защитил кандидатскую диссертацию «Механизм разработки геостратегий в современном российском государстве (на примере транспортно-железнодорожной сферы)»; в 2007 году — докторскую диссертацию на тему «Процессы и механизмы формирования государственной политики в современном российском обществе». Доктор политических наук. Научные труды (монографии): «Формирование геостратегий России: транспортная составляющая», 2005; «Политология транспорта: политическое измерение транспортного развития» , 2006; «Формирование государственной политики в современной России: проблемы теории и практики», 2006 и др.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 года № 843-р вновь назначен на должность президента ОАО «Российские железные дороги». Распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 года № 987-р в третий раз назначен на должность президента ОАО «Российские железные дороги».
Якунин является председателем Попечительского совета Центра национальной славы и Фонда Андрея Первозванного. Лично участвует в доставке Благодатного огня со Святой Земли в Россию.
Якунин — председатель Попечительского совета благотворительного фонда социальной помощи детям «Расправь крылья!»
В 2010 Якунин в соавторстве с профессорами В.Багдасаряном и С.Сулакшиным выпустил книгу «Западня. Новые технологии борьбы с российской государственностью», изд-во ЭКСМО АЛГОРИТМ, М.,2010., в которой задолго до событий на Болотной площади и проспекте Сахарова (2011—2012) подробно проанализировал новые сетевые технологии разрушения российской государственности, в том числе посредством вербовки деструктивных масс через социальные сети Интернета. Непосредственно о железных дорогах в книге не сказано ни слова, отмечает рецензент Анатолий Салуцкий, что заставляет экспертов предположить, что Якунин участвовал в данном издательском проекте в своём альтернативном амплуа деятеля внешней разведки и контрразведки.
С конца 2010 года является заведующим кафедрой государственной политики факультета политологии МГУ имени М. В. Ломоносова.
С 13 января 2010 года — член попечительского совета фонда «Русский мир»
Якунин — президент мирового общественного форума «Диалог цивилизаций».
22 сентября 2010 года завел блог в Живом Журнале.
Женат. Имеет двух сыновей и троих внуков. Свободно владеет английским языком.
По некоторым данным являлся офицером КГБ СССР и проходил службу в научно-технической разведке — Первом главном управлении КГБ СССР (ПГУ).
Интересные факты
Как минимум дважды Якунин в качестве главы ОАО «РЖД» широковещательно делал опрометчивые и преждевременные заявления, которые потом пришлось дезавуировать. Так, в июле 2009 он подписал приказ о переименовании Ленинградского вокзала в Николаевский, своё решение мотивировал девизом «историзм и преемственность», но после разразившегося скандала уже через 4 часа приказ был назван «технической накладкой», отменён и вокзалу возвращено прежнее имя. В ноябре 2011 Якунин неожиданно объявил, что пассажирское движение по Малому кольцу МЖД будет запущено уже в 2012, хотя модернизация и электрификация внутригородской кольцевой магистрали на тот момент ещё даже не начинались, а все проекты рассчитаны на 2-3 года реализации. Вскоре конфуз был улажен и официально подтверждено, что пассажирская линия на МКЖД будет открыта не ранее 2014.