Монпарнасс / Montparnasse
Год выпуска: 1929
Страна: Франция
Жанр: документальный, рутманновщина
Продолжительность: 00.15.08
Режиссер: Эжен Деслав (Евгений Славченко) / Eugene Deslaw
В кадре появляются: Л.Бунюэль, Ф.Т.Маринетти, Л.Руссоло и др.
Эмигранты из России во французском авангардном кино
Вот что пишет А.Смирнова о Евгении Славченко и его творчестве.
Французскому киноавангарду 1920-х годов принадлежит одно из почетных мест в истории художественной культуры XX века. Его мастера, тесно связанные с теорией и практикой радикальных течений дадаизма и сюрреализма, обновили эстетику и язык национального экрана и окончательно утвердили кинематограф в ряду высоких искусств. В настоящее время фильмы Ж.Дюлак, Р.Клера, А.Ганса, Ж.Эпштейна, М.Л`Эрбье и других выдающихся мастеров немого кино признаны хрестоматийной классикой мирового кинематографа, но по прошествии времени фигуры этих творцов отодвинули в незаслуженную тень их сотрудников, в числе которых были и выдающиеся русские кинематографисты-эмигранты. Кинолекторий о судьбе русских эмигрантов во французском авангардном кино на днях прошел в Библиотеке-Фонде "Русское зарубежье" в Москве. После лекции состоялся показ двух экспериментальных картин французского киноавангарда "Андалузский пес" и "Башня", в создании которых активное участие принимали и эмигранты из России.
Одним из выдающихся режиссеров-новаторов в новом течении французского авангарда стал Эжен Деслав (1898-1966) известный в России под другим именем – Евгений Славченко. Украинца по происхождению во Франции Евгения Славченко называли русским. Когда Евгений приехал в Париж, то у него за плечами не было никакого специального "киношного" образования. Вот и пришлось Славченко постепенно осваивать во Франции целый ряд новых профессий. Сначала Евгений работал подсобным рабочим на заводе "Рено", чтобы оплатить свое кино-образование в Сорбонне, затем постепенно освоил работу оператора и помощника режиссера, а параллельно работал фотографом и карикатуристом в газете. Став журналистом, Славченко выполнял в газете работу обозревателя кино. В его обязанности входило писать обширные статьи о кино и делать подробные обзоры киноновинок. Было время, когда Савченко активно сотрудничал со многими французскими изданиями. Работа требовала от него тщательного просмотра многих картин. Постепенно Евгений Славченко стал вхож в "киношную" тусовку, а затем его признала местная богема – общество, в котором он стал своим парнем. Правда, тогда никто даже не предполагал, что вскоре этот талантливый журналист станет отцом-основателем французского авангардного кино.
Вслед за своей первой картиной "Монпарнас", снятой в 1929 году, Евгений Славченко вскоре завершает работу над двумя другими своими картинами – "Марш машин" и "Роботы". К сожалению, его первую блистательную работу "Монпарнас" сначала показали по всей Франции, затем в 1930 году ее привезли в кинотеатры Парижа. Несмотря на то, что парижане увидели эту картину значительно позже других французов, они приняли ее с восхищением. К сожалению, сегодня нельзя абсолютно точно установить всех, кто был снят в этой картине, несмотря на то, что в фильме показаны не только случайные прохожие, но и известные актеры, поэты и художники того времени. После шумной премьеры фильма "Монпарнас", все французские газеты отмечали, что Евгений Славченко стал символом русского человека во Франции. Причем, к тому времени вся читающая публика уже хорошо его знала.
Затем Славченко на некоторое время покидает Францию и переезжает жить в Германию. В Берлине он знакомится с композитором, который вскоре напишет музыку к следующей картине Евгения – "Фантастические видения". Но это будет несколько позже, а пока, работая над фильмом "Марш машин" Евгений Славченко начинает экспериментировать с музыкой. Он размещает за экраном граммофон, на который ставит пластинки музыкальными произведениями, необходимыми ему по сюжету картины.
Евгений Славченко, как и многие эмигранты того времени не жил постоянно в одной и той же стране. Он довольно часто путешествовал, часто переезжая то из Франции в Германию, а затем в Испанию и Португалию. Правда, в конце 20-х годов он заключает соглашение о производстве ряда картин во Франции и тщательно старается наладить сотрудничество со многими советскими режиссерами. Но его замыслам не суждено было сбыться. И это несмотря на то, что известные к тому времени советские режиссеры Григорий Козинцев и Леонид Трауберг именно в этот период запланировали начать съемки во Франции своей очередной киноленты "Новый Вавилон". Правда, доподлинно известен и другой факт, что в 1930 году во время показа в Париже картины "Электрические ночи" – ее режиссер Евгений Славченко выступал как представитель от французской диаспоры. А через год Славченко еще раз обратил на себя внимание французской и эмигрантской прессы, да и, пожалуй, всей богемы Парижа после завершения другой своей картины – документальной ленты "Автор конца мира".
Евгений Славченко умер в Ницце в 1966 году. У него была яркая насыщенная жизнь, в которой было все – и трудности, и изгнание, и слава, и почет, и признание публики. Сегодня некоторые из его картин стали достоянием "Госфильмофонда России", но ряд работ так и остается за пределами России, хранясь либо в частных собраниях, либо в архивах ряда европейских стран.
Помимо Евгения Савченко в кинематографической элите Франции стали довольно популярными и другие наши соотечественники – оператор Николай Топорков (1885-1965) и актер Петр Батчев (1907-1932). Первая громкая роль Батчева – это была его главная роль в картине "Андалузский пес", снятой в 1928 году знаменитым французским режиссером Луисом Бунюэлем и легендарным живописцем Сальватором Дали. Русский эмигрант оператор Николай Топорков принимал участие в съемках этой картины, а также в съемках фильма "Башня", созданного французским режиссером Рене Клером. Картина "Башня" – была полностью посвящена истории создания основного символа Парижа – легендарной Эйфелевой башни. Фильм "Башня" был снят в 1928 году. Блестящая операторская работа Николая Топоркова позволяет сегодняшнему зрителю воочию представить, как постепенно шаг за шагом строилось это красивейшее сооружение. В картине присутствуют редчайшие кадры, показывающие моменты, когда башня была построена и крепилась только на первых двух ярусах. А как прекрасны виды Парижа того времени с самых верхних площадок Эйфелевой башни? Несмотря на то, что этот фильм принадлежит к серии немого кино, точная операторская работа доподлинно передает пластическую выразительность кадра, позволяя зрителю ощутить всю красоту этого грандиозного сооружения.