Чтобы поддержать наш ресурс
разместите на своём сайте,
блоге или в профиле


блок новостей



баннер



кнопку

Просмотр


Родину не нужно любить, за Родину нужно погибать! (Владимир Маслов)
Приветствуем Гость ваш статус "Гости" Вход  Выход  RSS 18+
О сайте Связь Правообладателям Реклама

Доскадо Документальное кино онлайн

Внимание! Раздел закрыт

Теперь видео публикуется на главной странице


Программа Союз-Аполлон

Два фильма о экспериментальном полёте «Аполлон» — «Союз», один советский другой американский.



Экипажи кораблей "Союз" - "Аполлон"

Год выпуска: 1974
Страна: CCCP
Жанр: ЦентрНаучФильм
Продолжительность: 00:21:16
Перевод: Не требуется
Режиссер: Н. Макаров 

О визите Брежнева в США и работe советских и американских специалистов по космическому эксперименту. Скачать



Миссия Союз-Аполлон / The Mission of Apollo Soyuz

Год выпуска: 1975
Продолжительность: 00:29:03
Перевод: Профессиональный (одноголосый)

Фильм НАСА про Миссию Аполлон-Союз. Скачать


Программа Союз-Аполлон

Материал из Википедии — свободной энциклопедии 

Экспериментальный полёт «Аполлон» — «Союз» (сокр. ЭПАС; более распространённое название — программа «Союз» — «Аполлон»; англ. Apollo-Soyuz Test Project (ASTP)), также известен, как Рукопожатие в космосе — программа совместного экспериментального пилотируемого полёта советского космического корабля «Союз-19» и американского космического корабля «Аполлон».

Корабли «Аполлон» (слева) и «Союз-19» (справа). Реконструкция.

Программа была утверждена 24 мая 1972 года Соглашением между СССР и США о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях.

Основными целями программы были:
испытание элементов совместимой системы сближения на орбите;
испытание активно-пассивных стыковочных агрегатов;
проверка техники и оборудования для обеспечения перехода космонавтов из корабля в корабль;
накопление опыта в проведении совместных полётов космических кораблей СССР и США.

Кроме этого программа предполагала изучение возможности управления ориентацией состыкованных кораблей, проверку межкорабельной связи и координации действий советского и американского центров управления полётами. 

Корабли «Аполлон» (слева) и «Союз-19» (справа). Реконструкция.

Подготовка

Для программы ЭПАС обеими сторонами были разработаны специальные модификации космических кораблей (КК) серии «Союз» и «Аполлон», на каждую из которых был установлен специально впервые разработанный андрогинно-периферийный стыковочный узел АПАС-75, не различавшийся в паре «штырь-конус» на активный и пассивный варианты, участвующие в стыковке. При этом, в то время как ставший двухместным корабль «Союз» типа 7К-ТМ подвергся внешне незначительным другим изменениям (за исключением панелей солнечных батарей, которые в предыдущих транспортных полётах к орбитальным станциям кораблей серии не использовались), оставшийся трёхместным корабль «Аполлон» околоземной версии (без лунного модуля) был дополнен специальным стыковочно-шлюзовым переходным отсеком, который в других полётах не использовался ни до, ни после.

Советская сторона изготовила для программы шесть экземпляров кораблей 7К-ТМ, из которых четыре совершили полёты по прогармме ЭПАС. Пятый экземпляр был подготовлен к немедленному старту при необходимости спасательной экспедиции в дни совместного полёта и установлен вместе с ракетой-носителем на стартовой позиции космодрома Байконур, а позже был разобран на компектующие для следующих кораблей серии. Шестой экземпляр позже был дооснащён мощной многоспектральной камерой дистанционного зондирования Земли и совершил в сентябре 1976 года последний для кораблей серии пилотируемый полёт «Союз-22» без стыковки с орбитальной станцией.

В то время как американская сторона репетиционных полётов и резервных кораблей не производила, Советский Союз провёл три испытательных полёта модифицированной для программы ЭПАС версии 7К-ТМ корабля «Союз»: два беспилотных под названиями «Космос-638», «Космос-672» в апреле и августе 1974 года и один пилотируемый полёт «Союз-16» в декабре 1974 года.

Советские и американские экипажи прошли совместные тренировки на тренажерах КК в Центре подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина (СССР) и в Центре пилотируемых полетов им. Л.Джонсона (США).

Решение технических задач

Для совместной проработки технических решений были созданы смешанные советско-американские рабочие группы. Перед советскими и американскими учеными и конструкторами встала необходимость решения комплекса проблем, связанных с обеспечением совместимости средств взаимного поиска и сближения КК, их стыковочных агрегатов, СЖО и оборудования для взаимного перехода из одного КК в другой, средств связи и управления полетом, организационной и методологической совместимости.

Атмосфера на кораблях и переходный отсек

Системы жизнеобеспечения (СЖО) кораблей «Союз» и «Аполлон» были совершенно не совместимы прежде всего из-за принципиального различия атмосферы КК. В «Аполлоне» люди дышали чистым кислородом под пониженным давлением (≈0,35 атмосферного), а на «Союзе» поддерживалась атмосфера, сходная с земной по составу и давлению. Непосредственный переход из корабля в корабль по этой причине был невозможен. Непосредственный взаимный переход был невозможен также потому, что системы аэроциркуляции и кондиционирования КК были построены на разных принципах, в связи с чем сообщение между собой атмосфер КК привело бы к расстройству автоматики регулирования этих систем.

В первую очередь для обеспечения совместимости СЖО и средств перехода был создан специальный стыковочно-шлюзовой переходный отсек, который выводился на орбиту вместе с КК «Аполлон» и позволял космонавтам и астронавтам переходить из корабля в корабль. Переходный отсек представлял собой цилиндр длиной более 3 метров, максимальным диаметром 1,4 метра и массой 2 тонны. Для создания переходного отсека использованы наработки по лунному модулю, в частности, использовался тот же стыковочный узел для соединения с кораблём. После выхода на орбиту, «Аполлон», также как «забирал» лунный модуль в лунных полётах, разворачивался на 180 и стыковался с «переходным отсеком», «забирая» его у второй ступени «Сатурна».

При переходе экипажей из корабля в корабль в переходном отсеке создавалась атмосфера, соответствующая атмосфере того КК, в который осуществлялся переход. Давление атмосферы в «Аполлоне» немного подняли до 258 мм рт. ст., а в «Союзе» снизили до 520 мм рт. ст. 30 минут, , повысив содержание кислорода до 40 %. В результате длительность процесса десатурации при шлюзовании сократилась с 8 часов до получаса, в течение которого пребывание космонавтов в переходном отсеке позволяло избежать декомпрессию и десатурацию. Роль Слейтона именовалась «пилот переходного отсека»..

Стыковочные агрегаты

Совместимость стыковочных агрегатов требовала согласованности их принципиальной схемы, геометрических размеров сопрягаемых элементов, действующих на них нагрузок, унификации конструкции силовых замков, герметизирующих устройств. Стыковочные агрегаты, которыми были оснащены КК «Союз» и «Аполлон», выполнены по парной активно-пассивной схеме «штырь-конус», не отвечали этим требованиям.

Поэтому для устанвоки на корбалях был специально разработан новый андрогинно-периферийный стыковочный узел АПАС-75, отвечающий требованиям совместимости и при необходимости универсальности ролей стыкующихся кораблей.

Экипажи


Слева направо: Слейтон, Стаффорд, Бранд, Леонов, Кубасов.

Американский: 
Томас Стаффорд — командир, 4-й полёт;
Вэнс Бранд — пилот командного модуля, 1-й полёт;
Дональд Слейтон — пилот стыковочного модуля, 1-й полет;

Советский: 
Алексей Леонов — командир, 2-й полёт;
Валерий Кубасов — бортинженер, 2-й полёт.

Старт

15 июля 1975 года в 15 часов 20 минут с космодрома «Байконур» запущен «Союз-19»;
В 22 часа 50 минут с космодрома на мысе Канаверал запущен «Аполлон» (с помощью ракеты-носителя «Сатурн-1Б»)

Маневры на орбите

17 июля в 19 часов 12 минут была совершена стыковка «Союза-19» и «Аполлона» (36-й виток «Союза»);
19 июля была проведена расстыковка кораблей (64-й виток «Союза»), после чего, через два витка, совершена повторная стыковка кораблей (66-й виток «Союза»), ещё через два витка корабли окончательно расстыковались (68-й виток «Союза»).

Время полёта

«Союз-19» — 5 суток 22 часа 31 минута;
«Аполлон» — 9 суток 1 час 28 минут;
Общее время полёта в состыкованном состоянии — 46 часов 36 минут.

Приземление

«Союз-19» — 21 июля 1975 года
«Аполлон» — 24 июля 1975 года

Эксперименты

При совместном полёте были проведены несколько научных и технических экспериментов:
Искусственное солнечное затмение — изучение с «Союза» солнечной короны при затмении Солнца «Аполлоном»;

Ультрафиолетовое поглощение — измерение концентрации атомарного азота и кислорода в космосе;
Зонообразующие грибки — изучение влияния невесомости, перегрузок и космического излучения на основные биологические ритмы;

Микробный обмен — исследование обмена микроорганизмами в условиях космического полёта между членами экипажей;

Универсальная печь — изучение влияния невесомости на некоторые кристаллохимические и металлургические процессы в полупроводниковых и металлических материалах. Одним из участников исследования влияния невесомости на процессы твердо-жидкофазного взаимодействия металлов был К. П. Гуров.

Историческое | Смотрело: 2166 | 2012 » Сентябрь » 3 | НЕТ ВИДЕО? 

  
 
 
Всего комментариев: 0
ComForm">
avatar

                                                                                        

                                                                    www.doskado.ucoz.ru www.doskado.ucoz.ru

                                                                    Мы настоятельно рекомендуем, при просмотре страниц сайта не использовать браузер
                                                                     Internet Explorer