Чтобы поддержать наш ресурс
разместите на своём сайте, блоге или в профиле блок новостей
|
Мхатчики. Театр времен Олега ЕфремоваВ своей программе профессор, ректор Школы-студии МХАТ Анатолий Смелянский рассказывает об актёрах МХАТа, которые были его друзьями, но стали уже легендой. Среди героев программы – Олег Ефремов, Иннокентий Смоктуновский, Олег Борисов, Марк Прудкин, Анатолий Эфрос, Давид Боровский и другие великие артисты. Автор проводит аналогию между судьбой театра и судьбой страны: «МХАТ всегда был зеркалом истории России: то, что происходило со страной, происходило и с театром…». Сборник "Мхатчики. Театр времен Олега Ефремова" Год выпуска: 2012 «Стоит, наверное, объяснить, как возникла эта программа, – говорит Анатолий Смелянский. – Я ведь существую в этом пространстве более 30 лет. Оказался здесь по приглашению Олега Ефремова. Должность тогда называлась "заведующий литературной частью". Булгаков в "Записках покойника" эту должность смешно переназвал "хозяин аналитического кабинета". Павел Марков – легендарный завлит МХАТа и прототип Миши Панина – был моим старшим другом ещё тогда, когда в конце 60-х я начал сочинять книгу о Булгакове. Марков, между прочим, и присоветовал Ефремову назначить меня этим самым "хозяином аналитического кабинета". Не знаю, насколько я соответствовал этому торжественному званию, но то, что я продержался в этой роли полжизни, как и Марков, это так. Ощущение этого пространства не раз менялось. Помню первое – холод, величие, отрешённость. Постепенно эти стены стали заполняться портретами тех людей, с которыми сам работал, спорил, дружил. Друзья становились историческими персонажами. Театра времён Олега Ефремова давно нет, и большинства людей, которые составляли славу этого театра, тоже уже нет. Вот об этих временах и об этих людях мне захотелось рассказать. В память человека, который сочинил "Театральный роман", я решил назвать эту программу странным словцом, услышанным когда-то впервые в булгаковском доме – "Мхатчики". Большинство героев программы стали уже портретами в нижнем фойе МХАТа, но когда-то они были живыми, потрясающими актёрами и художниками. В этом и весь замысел "Мхатчиков" – вернуть этих прекрасных людей хоть на короткое время к жизни». Содержание Эпизод первый. "Нижнее фойе" Смелянский «вводит» зрителя в Художественный театр через парадное пространство. Когда-то оно именовалось «нижним фойе» или променуаром. На первый взгляд, портретное фойе отдает музейной чинностью и вечным покоем. Сотни портретов окружают рассказчика, и, кажется, что так было и будет всегда. Но это впечатление обманчивое. Пантеон российской славы полон скрытого драматизма. Каждый крутой поворот отечественной истории скрыто, а иногда и явно отражался на «нижнем фойе» Художественного театра. Олег Ефремов пришел в Художественный театр осенью 1970-го. До того как его представила труппе МХАТ СССР им. Горького министр культуры Екатерина Фурцева, он встретился тайно на квартире Михаила Яншина с великими мхатовскими «стариками». Без такого сговора в театр нельзя было войти. Ефремов начал реформу советского МХАТа, имея за душой опыт «Современника» и понял: ему нужна поддержка. Так возникла труппа, которую сами «мхатчики» иногда называли "сборной страны". Одним из самых интересных эпизодов мхатовской истории последнего полувека явилось создание спектакля «Так победим!» на закате советской цивилизации. Многие проблемы нашей жизни обнажились в этой работе, которая «ударными темпами» готовилась к XXVI съезду партии, но была запрещена на уровне высшего руководства страны. Мотивы, которые двигали театром и драматургом Михаилом Шатровым, все повороты этого сюжета оказываются в центре внимания программы. Рассказ о кульминационном событии в истории спектакля «Так победим!». 2 марта 1982 года МХАТ посетили руководители партии и советского государства во главе с Леонидом Брежневым. Они прибыли с намерением подтвердить новый статус спектакля, только что разрешенного после запрета. Было принято политическое решение превратить мхатовскую постановку в демонстрацию торжества ленинских идей. Но в действительности все вышло совсем не так, как они предполагали.... В «сборной страны» по имени МХАТ постепенно определились несколько лидеров. Одним из них стал Иннокентий Смоктуновский. Он пришёл к Ефремову в 1976 году и прошёл вместе с ним важнейшую часть его тридцатилетнего «марафона». Смелянский рассказывает о вершинных созданиях актёра (чеховском Иванове, докторе Дорне, дяде Ване), но основной упор делается на самой личности мастера. Программа посвящена линии из жизни «мхатчиков», которую можно было бы назвать «веселие пития». Или «четвёртой работой», как иронически аттестовал эту сторону жизни Сергей Довлатов. Проблема, которая в годы гласности, сделалась вполне обсуждаемой чаще всего в капустническом стиле, В центре внимания – судьба Олега Борисова. Он сыграл во МХАТе всего несколько ролей, пробыв в труппе недолгое время. Но его короткий роман с театром, разрыв с Олегом Ефремовым и уход полны не прояснённого смысла. Анатолий Смелянский впервые открывает завесу тайны во всей её драматической наполненности. Речь пойдёт о природе могучего дарования Олега Борисова и о том, как это дарование вступило в непримиримый конфликт с самим устройством советского театра. Эпизод восьмой. "Художественное целое" (Е. Евстигнеев) Последняя часть «Мхатчиков» посвящена Евгению Евстигнееву. Что произошло под занавес его жизни? |
|
|
Всего комментариев: 0 | |