Дом - черныйДа, наш дом чёрен, и в нём темно. Однако в октябре 1962-го года Форух Фаррохзад, величайшая иранская поэтесса и самая независимая женщина на Земле, осветила его лучами своей яркой, открытой души, и её свет мы пронесли сквозь сумерки нашего бытия и забрали с собой в царство вечного мрака. То был свет жизненной силы, духовной свободы и истинного человеколюбия... Эта женщина заново подарила нам поднебесный мир: она дала нам увидеть, услышать, почувствовать, что каждый день нашего пребывания в нём наполнен смыслом. Благодаря ей мы поняли, что наши руки — это руки, какими бы изувеченными они ни были; наши лица — это лица, сколь отталкивающе они бы ни выглядели; наши жизни — это жизни, пусть даже все люди считают нас ходячими трупами, а наш дом — Чистилищем. С её помощью мы научились радоваться новому дню просто потому, что всё ещё можем ему радоваться. Мы вспомнили, каково это — улыбаться другим, не мечтая о смерти. Мы осознали, что сами определяем цену своему существованию. И если мы решили, что наша жизнь имеет смысл, — значит так и есть... Расположенный в лепрозории на севере Ирана Чёрный Дом противопоставляет «уродства» окружающего нас мира, показанные в различных сценах фильма, и красоту религиозного чувства и взаимопонимания.
Дом - черный / The House Is Black /
Khaneh siah as
Страна: Иран Жанр: документальный Год выпуска: 1963 Продолжительность: 00:21:58 Перевод: Субтитры Оригинальная аудиодорожка: фарси Режиссер: Форуг Фаррокзад / Forugh Farrokhzad В ролях: Форуг Фаррокзад / Forugh Farrokhzad (голос), Ибрагим Голестан / Ebrahim Golestan (голос), Хоссейн Мансури / Hossein Mansouri
Дом черный (Khaneh siah ast) Олександр Телюк Само существования фильма «Дом черный» Фаруг Фаррокзад оказалось для меня неловкой сенсацией, а его просмотр пророс ожогом на моем сердце. «Дом черный» – забытая жемчужина иранского кино – отважная, поэтическая и трагическая картина, отрезвляющая и грубо хватающая за кадык своей костлявой рукой. Ее трагизм не только в пульсе ее темы – фильм исследует жизнь колонии для прокаженных, но и в судьбе самой картины. Это первый и единственный фильм Фаруг Фаррокзад – иранской диссидентки, феминистки, красивой и свободной женщины в красивой и несвободной стране. Фаррокзад сняла «Дом черный», когда ей было 27; через пять лет она погибла в автомобильной катастрофе. Известность Фаррокзад принесла ее поэзия, возможно, впервые в иранской культуре касавшаяся сексуальных переживаний. Исследователь иранского кино, автор книги об Аббасе Киаростаме – Мэраз Саед-Вафа (Mehrnaz Saeed-Vafa) называет Фаррокзад Жанной Д’Арк современной персидской поэзии [1].
На экране в «Дом черный» мы видим изолированный быт прокаженных людей, лишенных пальцев, ног, иногда лиц. Принимающих пищу, играющих в мяч, справляющих праздники и, что важно, молящихся, просящих у бога очищение от болезни. Голос Фаррокзад в это время также негромко читает молитвы и поэзию. Сцены фильма натуралистичны в значении честны. Увиденное наверняка способно шокировать отвыкшие от солнца глаза. Но такой визуально жестокий фильм полезен как контрверсия нашего пионерского кинематографически-лирического представления об Иране как о стране добрых и грустных сказок. Похожий Иран, и то безразлично, издалека, можно было увидеть на пару лет позже, в первой серии фильма Бертолучи «Нефтяные пути» (La via del petrolio, 1967). Но у Фаррокзад все показано впритык, максимально концентрировано и, я бы допустил, что революционно. Иран оказывается не только республикой отборных мальчиков, стандартизированных женщин без возраста, режиссеров-философов, территорией праздности, мудрости и босых ног. Теперь мы знаем, что Ираном на карте обозначена боль.
«Дом черный» – это незапланированная остановка в пустыне ночного экспресса везущего приветы от Тодда Браунинга Алехандро Ходоровскому и Хармони Корину. Это не современный, вдохновленный Арбюс и Хокни попури-гиперреализм Ульриха Зайделя. В этом фильме нет ничего общественного, как в том числе считала прогрессивная иранская критика. Сущность его демонстрации – взгляд на тело.
Фаррокзад показала нам людей без внешности, калек, определенных в гетто проказы, ограждённых стеной нетерпимости и комфортного равнодушия. Нервная система порядочных граждан может быть спокойна – стена достаточно высока, футбольный мяч не перелит через нее. Фаррокзад показала нам людей лишенных представления о горе. Горе для них – это что-то врожденное априорное и подавленное. Фаррокзад показала нам Тело, в том числе и трусливое тело каждого из нас. Фаррокзад показала нам любовь. Если по Спинозе, мир – тело бога, каждое человеческое тело – часть божьего тела, любовь к богу – любовь к себе и любовь к окружающим.
Любопытна биография самой Фаррокзад. В шестнадцать лет ее выдают замуж за кузена, у них рождается сын, в двадцать лет она переживает разрыв с мужем, проходит курс лечение в психиатрической клинике, выдает первое собрание своих стихов «Пленница», едет путешествовать в Европу. Позже писатель Садек Чубак знакомит ее с видным активистом персидской культуры, литератором, переводчиком Юджина О’Нила и Уильяма Фолкнера на фарси, кинорежиссером Ибрагимом Голестаном (Ebrahim Golestan), человеком с давно созревшими политическими и эстетическими канонами, впоследствии эмигрантом. Именно влияние Голестана и ее участие в фильмах его брата, вероятно, сыграло роль в решении Фаррокзад рассказать средствами кино свою тему. Голестан также выступил продюсером «Дом черный» и нарратором картины. В 1962-м году Фарокзад с двумя коллегами следует в Тебриз – столицу Иранского Азербайджана и там за двенадцать дней на чистом энтузиазме и доверии снимает фильм [2], [3]. Фаррокзад остается довольной работой и тем расположением, которое возникло между ней и больными. Но история фильма для нее не заканчивается – позже она забирает к себе в Тегеран из колонии одного из увиденных там мальчиков.
1 – Мэраз Саед-Вафа рассказывает об Ибрагиме Голестане на страницах Rouge
2 – Фрагмент книги Майкла Хилмана (Michael Hillmann) о Фаррокзад A Lonely Woman на сайте посвященном Фаруг Фаррокзад
3 – Джонатан Розенбаум даже допускает, что Фаррокзад первая в иранском кино использовала прямой звук, полемизируя с Аббасом Киаростами, который приписывал это историческое первенство Голестану Источник
|