Деказия: Состояние разложения Приз на фестивале Фильм "Деказия: Состояние разложения" National Film Preservation Board, USA - 2013. можно назвать одним из важнейших фильмов американского киноавангарда. Так как он показал физическую смерть кинематографа, доказав при этом, что кино это вещь не материальная, а духовная. Ведь цифровые технологии, освобождая произведения искусства от физических носителей, не меняют их суть и содержание. И этот факт подтверждает, то, что кино живо пока есть зритель, который его смотрит.
Деказия: Состояние разложения / Decasia год: 2002 страна: США режиссер, сценарий, продюсер, монтаж: Билл Моррисон композитор: Майкл Гордон время: 70 мин.
В конце девяностых многим критикам казалось, что авангардный кинематограф застрял в самоповторах. Режиссеры, составляющие костяк американского экспериментального кино: Энди Уорхол, Холлис Фрэмптон и Джек Смит — ушли из жизни еще восьмидесятых. Кеннет Энгер взял продолжительную творческую паузу. По-настоящему признанных фигур, продолжавших активно трудиться на ниве авангарда, практически не осталось, лишь неотступный Йонас Мекас не прекращал снимать и монтировать свои кинодневники.
Ничего радикально нового. Все наработки, сделанные в предыдущие годы киношным американским контркультурным сообществом, теперь можно было увидеть в музыкальных клипах поп-исполнителей. Кино уступило пальму первенства телевиденью, а пленка (целлулоид) постепенно вытиснялась из кинопроизводства новыми цифровыми технологиями. В общем, складывалось впечатление, что старый добрый синематограф теряет свою силу и актуальность.
Поэтому вышедшую в начале нулевых ленту Билла Моррисона «Decasia», можно расценивать как наглядную иллюстрацию смерти важнейшего из искусств. Данная картина является братской могилой умерщвлённых временем кинопроизведений. Разложившаяся пленка это лишь фантом, канувшего в бездну фильма. И именно из таких призраков прошлого Моррисон скроил свою полнометражную прощальную оду пленочному кино.
Объединив усилия с композитором Майклом Гордоном, режиссер создал не что иное, как видеоклип. А именно произведение, построенное на симбиозе музыки и изображения, которое в свою очередь является альтернативой пестрящей гламуром и кислотными красками продукции телеканала MTV.
Потрепанные, старые, испорченные временем куски фильмов в «Decasia» становятся главными героями и рассказчиками. Благодаря филигранному монтажу Моррисона, который лично отсмотрел сотни архивных кинопленок, разложившиеся фильмокопии магическим образом перетекают одна в другую, образуя причудливые формы из совершенно несвязанных между собой фрагментов.
Этот макабрический танец образов мрачный и тягучий, направленный на эмпирическое восприятия зрителя, задевает невидимые струны души и заставляет, по крайней мере, лично меня, погрузится в магнетически притягательную атмосферу декаданса.
|