Часть 1
Часть 2
Страна: Россия
Год: 2011
Ведущий: Юрий Соломин
Автор сценария: Олег Романов
Режиссер: Александр Сидоров
У героя Юлиана Семенова был реальный прототип: гауптштурмфюрер СС Вилли Леман, шеф реферата общей контрразведки гестапо. Чистокровный немец, он в годы Первой мировой войны и в 20-е годы служил в полицейской контрразведке. Уже тогда Леман крайне отрицательно относился к гитлеровским молодчикам, но это проявлялось лишь в его высказываниях в узком дружеском кругу. Из документов бывшего ИНО ОГПУ известно, что лучший друг Лемана Эрнст Кур поведал о его настроениях сотруднику советской резидентуры. Кур был уволен из полиции без права на пенсию, что и привело его в советское посольство с предложением о сотрудничестве. Его завербовали, и он получил агентурный номер А-70 и псевдоним "Раупе". Именно Кур свел Вилли Лемана с советской резидентурой в Берлине. Осенью 1929 года Москва установила для Вилли Лемана агентурный номер А-201 и псевдоним "Брайтенбах".
Когда к власти в Германии пришли нацисты, в составе органов государственной безопасности была учреждена тайная полиция - гестапо. В нее целиком вошел отдел Вилли Лемана, а сам он вступил в члены нацистской партии - по совету резидента. Еще через год Леман был принят в ряды СС и повышен в звании. Естественно, такие обстоятельства значительно повысили его возможности по добыванию информации.
За время сотрудничества он передал в берлинскую резидентуру значительное количество подлинных документов и сообщений, освещавших структуру, кадры и деятельность политической полиции (впоследствии — гестапо), а также военной разведки и контрразведки (абвера) Германии.
Став куратором оборонной промышленности и военного строительства, "Брайтенбах" передавал в Москву особо важные материалы, касающиеся этой сферы. Для советской дешифровальной службы Леман добыл ценнейшие тексты телеграмм гестапо. Контрразведывательная, военно-техническая и политическая информация Лемана приобретали все большее значение для Советского Союза в связи с обозначившимся поворотом гитлеровской Германии к войне против СССР.
По долгу службы Леман периодически выезжал на крупные военные учения, посещал строящиеся особо важные военные объекты. От Лемана советская разведка получила описания новых типов артиллерийских орудий, бронетехники, минометов, в том числе дальнобойных орудий.
В 1936 году Вилли Леман был назначен начальником отдела контрразведки на предприятиях военной промышленности Германии. Именно он сообщил о начале производства нового вида боевой техники - бронетранспортеров и самоходных орудий, о постановке на конвейер цельнометаллических истребителей, о закладке 70 океанских подводных лодок, о разработке нервно-паралитических отравляющих веществ. Леман также первым - еще в конце 1935 года - предупредил советское руководство о начале работ по созданию жидкостных ракет дальнего действия под руководством Вернера фон Брауна.
Во время последней встречи 19 июня 1941 года Леман сообщил резиденту, что в его отделе получены вполне достоверные данные: вторжение начнется в 3 часа 22 июня 1941 года, советское посольство будет захвачено в это же время. Журавлев немедленно доложил об этом послу, шифровка была направлена в Москву.
С началом войны всякая связь с Леманом прервалась окончательно. А единственная попытка возобновить ее закончилась трагически. 5 августа 1942 года в район Брянска были сброшены на парашютах два советских агента, немцы по национальности, которые должны были пробраться в Берлин и разыскать Лемана. Но в Берлине оба были схвачены гестапо, не выдержали пыток и выдали цель своего появления в столице рейха. В начале декабря 1942 года Вилли Лемана арестовали. Он был немедленно расстрелян, а дело его уничтожили, чтобы не бросить тень на гестапо.
Вилли Леман был разведчиком высочайшего класса. Пережив ужасы Первой мировой войны, он не хотел повторения войны с Россией и до последнего момента надеялся, что она не произойдет.