Альберт Байбурин. Символика этнографических реалий русской культурыКурс публичных лекций «Символика этнографических реалий русской культуры».
Курс синтезирует результаты ряда научных дисциплин: этнографии, культурной антропологии, фольклористики и лингвистики с семиотической точки зрения. Основное внимание уделяется символическим аспектам созданной человеком искусственной среды обитания (город, дом, предметный мир), а также формированию стереотипов сознания и поведения, связанных с пищей. Читает доктор исторических наук, профессор факультета этнологии Европейского университета в Санкт-Петербурге, ведущий научный сотрудник Музея антропологии и этнографии РАН (Кунсткамера), почётный доктор Сорбонны (2004) Альберт Кашфуллович Байбурин.
Лекция 1. «Основные понятия: символ, культура, семиосфера»
Лекция 2. «Город как символический комплекс»
Лекция 3. «Семиотика вещей»
Лекция 4. «Антропология пищи»
Лекция 5. «Категория судьбы (прошлое и настоящее)»
Знаете ли вы, что дом нельзя строить там, где проходила дорога, но лучше выбирать для него место, заранее облюбованное муравьями или… коровой? Что в срубе можно делать не более трех окон, а уже из построенной избы ни при каких обстоятельствах нельзя выносить сор через порог? Как, впрочем, и передавать через него хоть что-то, и разговаривать, и даже глядеть друг на друга?
Не удивляет ли вас, что до 15 лет одеждой мальчиков и девочек у восточных славян могли быть только рубаха и пояс, а волосы их подстригали только после года, чтобы, не дай бог, не отстричь ум? Или, может быть, вы не понаслышке знакомы с обычаями «проглатывания книги и … счастливого билетика», «поедания пуда соли», «запивания любовного приговора», когда в стремлении освоить некое знание человек в буквальном смысле готов поглотить его физически? Тогда вы прямые последователи крестьян позапрошлого века, которые, получая рецепт от уездного врача, соскребали написанное им и выпивали как готовое лекарство.
Обо всём этом и ещё о многом чрезвычайно интересном, связанном со славянской культурой, историей, фольклором и лингвистикой рассказывал в течение всей прошедшей недели Альберт Кашфуллович Байбурин. При поддержке Фонда культурных инициатив М. Прохорова он, почетный доктор Сорбонны, автор более 200 научных работ и ученик Ю.М. Лотмана, приезжал в СФУ (ИФиЯК) из Петербурга, и послушать его могли все «жаждущие знаний».
Лично я во всём услышанном нашла для себя лишнее подтверждение того, что мир, который нас окружает и в котором мы непрерывно движемся, действуем, общаемся друг с другом, с предметами и вещами, – перенасыщен тысячами символов и образов. Не знать их опасно, а знать – интересно и полезно, ведь именно они часто помогают разобраться в человеке и ситуации, а в общем формируют то естественное национальное чувство, которого нам, как говорят многие, сегодня так не хватает.
В заключение, и для размышления, приведу еще одну идею, высказанную уважаемым лектором.
Высокая мода, да и мода вообще, умирает на Западе и в Америке: одежда там стала доступной всем и с большой скоростью лишается своей символичности, перестает, например, обозначать богатство или бедность, статус или привычки своего владельца. Именно поэтому для граждан США джинсы и мятые белые футболки превратились в униформу, а офис-менеджер может спокойно прогуливаться по центру Вашингтона в строгом английском костюме и кроссовках только потому, что так удобно. В развивающихся же странах одежда до сих пор в первую очередь знак и только во вторую – способ прикрыть наготу: граждан не перестаёт волновать вопрос «Как я выгляжу?» именно потому, что «По одежке встречают…». В общем, мода кочует на Восток, и её будущее – за нами. Честно говоря, у меня по этому поводу некое противоречивое чувство: не знаю, радоваться или сокрушаться. А у вас?
Елена Осетрова
|