Русский негероический эпос. Былины. Александра Баркова. Academia/АкадемияЧем отличается "живой" эпос от "мертвого"? Как русские былины отражают исторические события? Об этом – в лекции филолога, профессора Университета истории культур Александры Леонидовны Барковой. Скачать
Баркова Александра Леонидовна О себе Ваша покорная слуга - Баркова Александра Леонидовна. Родилась в Москве 13 октября 1970 года. Москвичка, кажется, в пятом поколении, предки по материнской линии – купцы-староверы. Некогда они пришли в Москву ломовыми возчиками, осели на Рогожской заставе и серьезно обзавелись хозяйством. Ни Ивану Баркову, скандально известному непристойными стихами, ни выдающемуся географу Александру Баркову я не прихожусь родственницей. Зато от моих предков унаследовала любовь к суровому труду.
Моя мать, Баркова Елена Павловна, всю жизнь проработала в издательстве "Наука”. Мой отец, Яковенко Леонид Аронович, архитектор, автор проекта Палеонтологического музея в Москве, лауреат Госпремии 1993 года (официально отказался).
Издранные факты биографии: окончила школу № 625 и художественную школу № 3, поступила на филологический факультет МГУ, коий и окончила с отличием. Училась у Никиты Ильича Толстого, одного из крупнейших наших славистов и правнука Льва Николаевича. Дипломная работа была посвящена мифологическим клише в русских былинах и защищалась по кафедре общего и сравнительно-исторического языкознания, ибо кафедра русского фольклора воспринять компаративистику была не в состоянии. В 1990-1993 годах преподавала в Школе юного филолога, читала курс "Николай Рерих. Духовный поиск” – фактически, курс мировой мифологии и буддизма, тематически организованный вокруг имени Рериха. Потом на основе этого курса был создан курс в УНИКе. После окончания филфака была дважды не допущена в аспирантуру, причем второй раз – даже до сдачи документов (!), несмотря на то, что была положительная резолюция проректора МГУ. Столь лютым отторжением горжусь. С сентября 1993 года и по сей день преподаю в Институте истории культур (УНИК), считаю его одним из лучших вузов Москвы, причем не только по уровню профессуры, но и по уровню студентов. Моя должность – и.о. доцента. В 1995 году активно подвизалась в Госдуме в связи с проектом по эколого-экономическому региону Алтай; имею правительственную благодарность. Статья 50 Конституции республики Алтай написана на основе моих разработок. Примерно с 1996 года училась у С.Ю. Неклюдова, под руководством которого в 2003 году защитила кандидатскую диссертацию. В 1997 году написала тханку Шамбалы – буддийскую икону, воссозданное знамя Центрально-азиатской экспедиции Рерихов. Картина находится на экспозиции Музея им. Н.К. Рериха (Москва), в котором я и работаю с 1998 года по сей день. Должность – старший научный сотрудник. Много езжу с лекциями по России и ближнему зарубежью. В декабре 2000 года родилась дочь Любовь. В 2002 году мой перевод книги Ю.Н. Рериха "Тибетская живопись", к которому было мною написано приложение "Буддийская живопись...", был удостоен диплома АСКИ "Лучшие книги года".
|