Чтобы поддержать наш ресурс
разместите на своём сайте,
блоге или в профиле


блок новостей



баннер



кнопку

Просмотр


Родину не нужно любить, за Родину нужно погибать! (Владимир Маслов)
Приветствуем Гость ваш статус "Гости" Вход  Выход  RSS 18+
О сайте Связь Правообладателям Реклама

Доскадо Документальное кино онлайн

Внимание! Раздел закрыт

Теперь видео публикуется на главной странице


Опасный рейс

Фильм рассказывает о трагической истории последнего круиза "Михаила Лермонтова", о деталях спасательной операции и о том, как повел себя в экстремальной ситуации экипаж теплохода. А моряки, бывшие члены экипажа "Михаила Лермонтова", вспоминая события 26-летней давности, сравнивают эту катастрофу с крушением итальянского лайнера "Коста Конкордиа". Скачать


Название: Опасный рейс
Дата выхода: 2012
Страна: Россия
Жанр: Документальный
Продолжительность: 00:52:09

Полное описание

Производство: АВК продакшн , 2012 
Авторы сценария: Ольга Володина, Александр Анисимов
Режиссер: Елена Котунова
Продюсеры: Александр Анисимов, Елена Котунова, Ольга Володина
Продюсеры Первого канала: Светлана Колосова, Олег Вольнов


В результате катастрофы, которая произошла в январе 2012 года, 30 человек погибли, еще двое до сих пор так и не найдены. Судно должно было пройти в 7 километрах от берега, но подошло значительно ближе. Лайнер получил пробоину и потерял управление. После этого "Costa Concordia" сел на мель. Капитан судна Франческо Скеттино в числе первых покинул корабль.

Эта катастрофа произошла фактически по тому же сценарию, что и другая, 26 лет назад. Советский круизный теплоход "Михаил Лермонтов" в 1986 году затонул у берегов Новой Зеландии, тоже отклонившись от маршрута и тоже получив пробоину.

Причины обеих катастроф были похожими. Однако все, что происходило дальше, различалось принципиально. Бывшие члены экипажа теплохода "Михаил Лермонтов", следя за новостями из Италии, переживали за судьбу люде и, конечно, не могли не вспомнить о событиях 1986 года.

"Михаил Лермонтов" был построен в 1972 году в ГДР на судоверфи города Висмар. Строительство круизного лайнера контролировали комиссии из Министерства морского флота. Десятью годами позже теплоход прошел модернизацию, которая обошлась советскому государству в 39 миллионов западногерманских марок. "Лермонтов" отвечал всем мировым стандартам трансатлантического лайнера. Это было первое судно пассажирского флота, на котором установили станцию спутниковой связи американского производства.

Круизный лайнер, по мысли его создателей, был витриной советского образа жизни, поэтому на внешний вид и внутреннее убранство не скупились. В Германии корпус судна перекрасили в белый цвет, появилось больше кают-люксов (этого требовал рынок). Отделка, дизайн и комфорт помещений поражали воображение даже повидавших виды советских моряков. Музыкальный салон вмещал около 500 зрителей. В зимнем саду росли настоящие деревья.

Согласно морскому уставу капитан Оганов лично набирал в штат каждого члена экипажа. Попасть в команду "Михаила Лермонтова" считалось большой удачей. Конкуренция в мире морских пассажирских перевозок была серьезная, и Оганов придумал принципиально новый уровень сервиса. Ставка была сделана на демократичное отношение к пассажирам разных классов и артистичный, общительный персонал. Капитан убедил руководство флота ввести на судах кроме обычной еще и гала-форму для командного состава.

Также капитан добился разрешения установить на лайнерах типографии. Каждый день пассажиры получали свежий номер газеты, программы мероприятий и концертов. В художественной самодеятельности советского судна были задействованы только члены экипажа. На западных круизных лайнерах обычно работали приглашенные команды. Пассажирам нравилось, что для них поют и танцуют медсестры и библиотекари, стюарды и прачки, бортпроводницы и камбузные рабочие.

Повара и официанты на советских круизных судах изучали кухни народов мира и секреты сервировки. Они твердо знали, что американцы начинают свой обед со стакана воды со льдом, а англичанину надо подать блюдо на горячей тарелке. На лайнере были танцевальные и хоровые коллективы, свой духовой оркестр, который обязательно играл на палубе, когда судно заходило в порт. Проект "Михаил Лермонтов" стал удачной пропагандистской акцией советского правительства. Теплоход фактически выполнял работу дипломатических служб, успешно рекламировал на Западе советский образ жизни.

После Карибского кризиса 1962 года международная обстановка потеплела. Советское правительство предприняло ряд мероприятий по наведению мостов между Востоком и Западом. Первым серьезным шагом в этом направлении была Декларация о взаимоотношениях между СССР и США, подписанная в мае 1972 года. Чтобы укрепить взаимовыгодное сотрудничество, придумали создать трансатлантическую линию, которая бы связала Советский Союз с Канадой и США.

Налаживать дружбу были посланы пассажирские теплоходы писательской серии. Советско-канадскую линию открыл "Александр Пушкин". "Михаилу Лермонтову" было поручено осваивать линию СССР-США. В день прибытия в Нью-Йорк советский лайнер посетило около 500 журналистов, а утром американские газеты вышли с заголовками "Гудки "Михаила Лермонтова" положили конец холодной войне".

Американцы признали советский теплоход, на лайнере появились пассажиры. Популярность советского судна в Америке особенно выросла после того, как в 1975 году "Лермонтов" во время шторма спас экипаж американской яхты Shamrock. Сигнал SOS поступил на наш теплоход в районе Бермудского треугольника. Капитан Оганов приказал изменить курс. "Лермонтов" встал так, чтобы бортом закрыть волны и ветер, и принял терпящих бедствие. Их было шесть человек. К тому моменту, как подоспела помощь, вода уже почти залила яхту, люди попрощались друг с другом и приготовились ждать смерти.

Спасти саму яхту не удалось, она скрылась под водой сразу после того, как с нее сняли людей. А "Михаил Лермонтов" благополучно пришел в Нью-Йорк.
На пресс-конференции моряки с яхты рассказали, что до "Лермонтова" несколько судов, проходя мимо, видели их сигнальные ракеты, но никто не пришел на помощь. Это было лучшей рекламой Советскому Союзу, которую только можно было придумать. Наша пресса этому случаю уделила гораздо меньше внимания.

"Михаил Лермонтов" стал заметным кораблем на мировом рынке. Он составлял серьезную конкуренцию западным круизным судам. Когда американская линия была закрыта, в Министерстве морского флота обратили внимание на большой поток пассажиров между Англией и Австралией, и в 1979 году "Михаила Лермонтова" отправили работать в Южное полушарие. Советский круизный лайнер совершил семь кругосветных рейсов. Он выходил из Лондона, посещал красивейшие уголки мира и возвращался в Лондон, но уже с другой стороны света.

Атмосфера на судне была домашняя. Пересекая экватор, пассажиры вместе с командой участвовали в праздниках Нептуна и пиратских ужинах, за что получали специальные дипломы, посещали экскурсии в портах и болели за экипаж, когда "лермонтовцы" играли с командами других судов в футбол, волейбол или теннис. Лайнер был маленьким государством, в котором текла обычная жизнь. Здесь знакомились, влюблялись, женились и умирали. Многие пассажиры ходили в круизы каждый год, приветствовали членов экипажа как родных, привозили подарки, а потом писали письма и звали в гости. Одна пассажирка побывала во всех семи кругосветных путешествиях.

Движение в мировых водах регулировали специальные морские организации, так называемые конференции. Участие в них стоило немалых денег, однако взамен теплоходы получали право беспрепятственного передвижения и поддержку в портах всего мира. Конференции следили и за тем, чтобы цены на круизы у разных поставщиков этих услуг держались примерно на одном уровне. Для того чтобы обойти требования Атлантической конференции и Австралийской конференции, Советский Союз создал фирму CharterTravelClub (CTC) в Англии. Английская, а по сути советская компания CTC продавала круизы по заниженным ценам, поэтому иностранные туристы стояли в очереди, чтобы попасть на советский теплоход.

Снижение цен компенсировалось низкими расходами. Наши суда пользовались советским топливом, которое было намного дешевле западного, экономили и на зарплатах советских моряков. В Англии билеты на наш лайнер продавались по цене 70 долларов за сутки. Десятидневный круиз стоил 700 долларов США. Англичанам, например, проживание на советском теплоходе порой обходилось дешевле, чем жизнь на берегу. Против такого положения дел возражали круизные компании. Судовладельцы несли убытки. Предпринимались попытки всякого рода провокаций.

16 февраля 1986 года в 15 часов "Михаил Лермонтов" вышел из новозеландского порта Пиктон. На борту судна находилось 408 пассажиров и 330 членов экипажа. "Лермонтов" шел проливом Королевы Шарлотты. В 16:35 капитан ушел в каюту, на мостике остались вахтенный штурман, второй помощник капитана, два матроса и новозеландский лоцман. Лоцман рассказывал пассажирам по радио о местных достопримечательностях. По просьбе лоцмана курс судна проложили ближе к берегу.

17:30. Теплоход вышел проложенным курсом из пролива Королевы Шарлотты в открытый океан. Неожиданно лоцман дал команду: "Руль влево, 10 градусов". Вахтенный помощник продублировал команду рулевому, "Михаил Лермонтов" поменял курс и вошел в узкий пролив между мысом Джексон и маяком. Второй помощник капитана Гусев доложил, что видит буруны на воде. На вопрос, почему меняется курс, лоцман ответил вахтенному штурману Степанищеву, что хочет дать возможность пассажирам полюбоваться красивыми берегами мыса Джексона.

17:34. Вторая команда лоцмана: "Руль влево, 10 градусов". "Михаил Лермонтов" на скорости 15 узлов вошел в пролив.

17:38. "Михаил Лермонтов" на полном ходу врезался в подводную скалу. Длина пробоины - 12 метров. Повреждены и водонепроницаемые переборки. По инерции судно продолжало двигаться вперед. На мостике немедленно появился капитан Воробьев. Он взял управление на себя. Капитан принял решение выбросить теплоход на песчаную отмель в заливе Порт-Гор. В это время пассажиры судна собрались в музыкальном салоне на так называемый wine tasting, русский коктейль, который сопровождался выступлением самодеятельности.

17:43. Объявлена общесудовая тревога. На мостик доложили, что водонепроницаемые двери закрыты.

17:45. Вода поступила в рефрижераторное отделение, спортивный зал, продуктовые кладовые, прачечную и типографию. Постепенно вода просочилась через водонепроницаемые двери в машинное отделение.

18:20. Аварийная группа попыталась укрепить двери, дана команда подготовить спасательное снаряжение. На мостик доложили, что вода заливает главный распределительный щит. Остановились основные двигатели, погас свет. Капитан дал команду покинуть машинное отделение.

19:20. На помощь пришли газовоз "Тарихико" и паром "Арахура". Выбросить теплоход на отмель не удалось, и была дана команда срочно высаживать пассажиров. По словам членов экипажа, паники не было, все действовали согласно инструкциям.

20:51. Крен судна 19 градусов. Вся эвакуация проводилась с левого борта. Из-за сильного крена забираться в шлюпки было непросто. "Нам нужно было перелезать через борт корабля и спуститься по веревочной лестнице. Они толкали меня и говорили что-то на их родном языке, что, как я предполагаю, значило "поспешите", - вспоминает пассажир теплохода Джоан Диллон. - Из-за сильного крена веревочная лестница не доставала до шлюпки, так что нужно было прыгать". Многих матросы буквально перетаскивали на себе.

21:15. На мостик доложили, что пассажиры доставлены на "Тарихико" и "Арахуру". Капитан дал команду эвакуировать экипаж и проверить помещения.

22:10. Спасательная операция завершилась. Пассажиров и членов экипажа встретила команда полицейских и медиков. По словам офицера полиции Оуэна Данса, в день трагедии пассажиры никак не комментировали происшествие, но через неделю начали поступать различные отзывы, в основном положительные, о работе команды.

Когда провели перекличку, не отозвался один человек. Рабочее место механика Павла Заглядимова было в рефрижераторном отделении – именно там судно получило основную пробоину.

Лоцман Джемисон под присмотром двух членов экипажа был доставлен на паром "Арахура". Как только судно пристало к берегу, Джемисон таинственным образом исчез. По одной из версий, лоцман бежал с корабля через туалет в капитанской каюте. Туалет имел двойные двери, о чем не догадывались советские офицеры. Полиция долгое время не знала, где его искать и каким образом он сумел скрыться.

В Ленинграде "лермонтовцев" ждали родные с теплыми вещами. Ждал команду и Арам Оганов. Он был в отпуске – в этом рейсе его подменял капитан Воробьев. Среди встречающих были и другие официальные лица.

Балтийское морское пароходство выплатило членам экипажа компенсацию за утраченное имущество. По советским расценкам. Это, конечно, не покрывало стоимости того, что у каждого осталось на теплоходе. Моряки покидали "Лермонтов" в чем были – кто в шортах, кто в спортивных костюмах и тапочках. Участники самодеятельности вернулись в Ленинград в русских национальных костюмах. Но никто из моряков претензий не предъявлял. Да и предъявлять их было некому.

Катастрофа у берегов Новой Зеландии произошла в канун открытия XXVII съезда КПСС. Это подогревало интерес к версии, что "Михаила Лермонтова" убрали с рынка конкуренты. По факту кораблекрушения теплохода СССР и Новая Зеландия в рекордно быстрые сроки провели ведомственные расследования. Материалы сразу же засекретили.

В истории гибели лайнера оказалось много неясных вопросов. Почему опытный лоцман повел судно на скалы? Почему вахтенный помощник допустил изменение курса? Можно ли было спасти теплоход? И, наконец, кто виноват? Лоцман, который повел судно по проливу, где никто никогда не ходил? Капитан, которого не было на мостике? Старший помощник, который не доложил капитану о том, что лоцман изменил курс?

18 февраля 1986 года Северо-Западной транспортной прокуратурой города Ленинграда было возбуждено уголовное дело по факту кораблекрушения теплохода "Михаил Лермонтов". В действиях капитана Воробьева следствие не усмотрело состава преступления, обвинение было предъявлено старшему помощнику Степанищеву. Ровно через два месяца прокуратура направила дело в Ленинградский городской суд. Приговор по делу №8156 навсегда остался в рукописном виде. Судья даже не успел отдать его машинистке, настолько срочно желали ознакомиться с приговором все те же заинтересованные лица. Старший помощник капитана Степанищев был осужден на четыре года исправительных работ. При назначении наказания суд учел неправомерные действия гражданина Новой Зеландии Дональда Джемисона.

Решение суда по делу Степанищева новозеландская сторона назвала тоталитарным правосудием. Джемисон осужден не был – он добровольно сдал свою лоцманскую лицензию и выразил глубокое сожаление о произошедшем инциденте. Свою карьеру лоцман завершил капитаном маленького грузового судна. О трагедии "Михаила Лермонтова" он никогда не говорил даже с земляками. За эти годы ни одному журналисту не удалось взять интервью у Дональда Джемисона.

История теплохода "Михаил Лермонтов" не закончилась его гибелью. Пассажиры забросали австралийские суды исками к Балтийскому морскому пароходству на миллионы долларов США. При помощи водолазов из затонувшего судна достали сейфы, где хранились драгоценности, которые пассажиры сдавали на время круиза. Драгоценности вернули владельцам, и это несколько снизило градус претензий.

Вопросы о восстановлении теплохода решались в самых высоких инстанциях, но расходы на мероприятие превышали стоимость судна. 20 августа 1986 года был подписан приказ о списании "Михаила Лермонтова" с баланса Балтийского морского пароходства.

Теплоход не был застрахован. Страховать в советских компаниях не имело смысла – они, как и морской транспорт, принадлежали в СССР одному собственнику, государству. Средства на выплаты пассажирам решили попытаться взыскать с Новой Зеландии. В апреле 1989 года Балтийское морское пароходство предъявило властям порта Пиктон и лоцману Дональду Джемисону иск на 100 миллионов австралийских долларов, или 45 миллионов долларов США.

Судебный процесс длился несколько лет. Юристы выяснили, что лоцман Джемисон был един в нескольких лицах – он исполнял обязанности генерального директора правления и капитана порта Пиктон, был единственным лоцманом и вдобавок экскурсоводом во всей акватории. Джемисон работал 7 дней в неделю по 16-18 часов в сутки. Чрезмерно эксплуатируя Дональда Джемисона, власти порта Пиктон нарушали огромное количество как новозеландских, так и международных конвенций, а значит, должны были отвечать за те действия лоцмана, которые привели к трагическим последствиям.

Балтийское пароходство получило 2 миллиона 750 тысяч долларов США, сумму значительно меньшую, чем была заявлена в иске. Но советская сторона посчитала такой исход дела благополучным. В мировой практике за аварию обычно отвечает судовладелец, а не лоцман. К тому же стали известны подробности гибели судна. Предавать их огласке СССР не стремился. Невыгодно было распространение информации и Новой Зеландии. Островное государство и так несло убытки – пять лет после катастрофы "Михаила Лермонтова" пассажирские суда не посещали эти места. Стороны заключили мировое соглашение и обязались хранить его тайну в течение пяти лет. Версия о том, что судно убрали конкуренты, на суде не обсуждалась.

Пиктон – небольшой городок, связывающий северные и южные острова Новой Зеландии. На специальных морских фермах местные жители выращивают мидий, а в горах – экологически чистых овец и коров, из молока которых делают знаменитое на весь мир масло. Население занято работой в порту и обслуживанием туристов, приезжающих на пару дней в Пиктон, чтобы проследовать вглубь острова. Местный яхт-клуб называют самым большим в стране. Здесь, среди красивых фьордов, всегда пролегали маршруты пассажирских судов.

До места гибели "Михаила Лермонтова" можно добраться за три часа. Аренда катера и два погружения на затонувший объект обходятся в 800 американских долларов. То, что проход между мысом Джексон и маяком не предназначен для больших судов, видно на всех картах, они продаются в магазинах Пиктона. Такие же карты были и на "Лермонтове" 16 февраля 1986 года.

По словам матроса-рулевого т/х "Михаил Лермонтов" Анатолия Бурина, когда капитан спросил у Джемисона, где есть пологий берег, куда можно выбросить пострадавшее судно, лоцман указал на бухту неподалеку. Судно направили туда. Хотя гораздо ближе к тому месту, где теплоход потерпел катастрофу, находится песчаный пляж Пикбей. "Примерно через полчаса после катастрофы судно могло быть на другом конце бухты, и оно бы не погибло", - утверждает капитан моторного судна Фрэнк Керри. "Лермонтов" затонул в самом глубоком месте залива, куда добирался полтора часа. "Михаил Лермонтов" лежит на глубине 36 метров. В ясную погоду его борт можно увидеть с поверхности моря.

В Новой Зеландии затонувший советский теплоход дал толчок к развитию дайвинга. На "Лермонтов" устремились "черные дайверы": поднимали спиртные напитки, икру в железных банках, посуду, золотые и серебряные изделия, отдирали рамы красного дерева от иллюминаторов кают первого класса, растаскивали палубные шезлонги, всплывшие на месте катастрофы.

В Музее истории города хранятся экспонаты с затонувшего советского теплохода. Их немного. Зато много в частных домах. Коллекционирование предметов с "Михаила Лермонтова" стало любимой местной забавой. Международные законы запрещают поднимать любые предметы с погибших судов. В отдельных странах наказание за это крайне суровое – до шести лет тюрьмы и огромные штрафы. Новая Зеландия живет по своим, островным законам. Поток желающих посетить советский теплоход не иссякает, хотя сувениров уже не осталось. Судно сильно разрушено, и проникать внутрь опасно – за годы после катастрофы погибло семь человек.

Каждый год 16 февраля "лермонтовцы" собираются на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга у могилы своего погибшего товарища Павла Заглядимова. Место его захоронения условное, тело Павла так и не нашли. Все 26 лет, прошедшие со дня катастрофы, члены экипажа "Михаила Лермонтова" не теряют друг друга из виду. Моряки вспоминают, как вместе ходили в рейсы. Ни у кого из них больше не было ни такого судна, ни такой команды.

Историческое | Смотрело: 1591 | 2012 » Июль » 12 | НЕТ ВИДЕО? 

  
 
 
Всего комментариев: 0
ComForm">
avatar

                                                                                        

                                                                    www.doskado.ucoz.ru www.doskado.ucoz.ru

                                                                    Мы настоятельно рекомендуем, при просмотре страниц сайта не использовать браузер
                                                                     Internet Explorer