Известный кыргызский режиссер и автор документального кино Эрнест Абдыжапаров снял фильм «Ловушка», в котором о воздействии метадона говорят сами наркоманы, а также люди, которые потеряли близких в результате «безопасного лечения».
Метадон — опаснейший синтетический наркотик, который продвигается в психиатрии как «эффективное средство» лечения наркомании. Этот наркотик запрещен в России, поскольку вызывает последствия, гораздо более опасные, чем последствия от приема нелегальных наркотиков. Метадон формирует зависимость, с которой практически невозможно «завязать».
Тем не менее, несмотря на опасность, метадоновые программы заместительной терапии разрешены в Украине и продвигаются в Казахстане и Кыргызстане.
Год выпуска: 2011
Жанр: Документальный
Выпущено:
Кыргызстан
Режиссер: Эрнест Абдыжапаров
Метадоновая заместительная терапия
Метадоновая заместительная терапия — паллиативная терапия наркомании, вызванной употреблением опиоидов (например героина) путём регулярного назначения метадона взамен употребляемого наркоманом наркотика.
Заместительная терапия метадоном официально поддерживается Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), Управлением ООН по наркотикам и преступности (УООННП), Объединенной программой ООН по ВИЧ/СПИД (ЮНЭЙДС) и рассматривается этими международными организациями как один из наиболее эффективных методов лечения опиоидной зависимости.
Заместительная терапия метадоном проводится во всех странах Америки, Западной Европы, многих странах Восточной Европы и Прибалтики и в большинстве стран СНГ, кроме России и Туркменистана. На 2009 год в 106 странах мира, где проводятся программы заместительной терапии в них участвовало более миллиона пациентов.
В России любое применение метадона запрещено законом в каких бы то ни было целях.
Организация работы
Заместительная поддерживающая терапия метадоном прежде всего преследует цель социализации наркоманов, отмены у них внутривенного введения наркотиков. Терапия проводится строго под наблюдением лечащего врача и предполагает назначение других необходимых специалистов.
В программах метадоновой заместительной поддерживающей терапии, как правило, метадон используют в виде жидкой субстанции, смешанной с сиропом, и принимается перорально.
Метадон выгоден по многим параметрам. Во-первых, у него низкая себестоимость. Во-вторых, несмотря на то, что метадон также является опиоидным наркотиком, у него существует так называемый порог плато, то есть его доза, в отличие от героина, не растёт в бесконечности. В-третьих, его действие длится от 12 до 24 часов, что выгодно выделяет его из группы остальных опиоидных препаратов. При назначении препарата примерно в течение недели врач регулирует пациенту ту дозу, при приёме которой он будет чувствовать себя комфортно, не будет испытывать ломки и не будет при этом залипать/виснуть/засыпать[стиль!] в непредсказуемых местах.
Как и любое наркотическое вещество, запрещённое для личного использования, метадон в России присутствует на чёрном рынке (на улице). В этом случае цена его возрастает в сотни тысяч раз. При уличном употреблении метадон вводится внутривенно, для снятия состояния абстиненции. Но уличное бесконтрольное его употребление и отсутствие возможности «найти» чистый, без легко отделимых примесей препарат, очень часто приводит к злоупотреблению, в результате чего появляются большие проблемы со здоровьем. Эти проблемы характерны практически для всех внутривенных наркотиков: главным образом это болезни кровеносной, кроветворной, сердечно-сосудистой систем. Инъекционное употребление каких бы то ни было веществ может привести к ВИЧ-инфекции, заражению гепатитом C и к поражению как поверхностных, так и, в отдельных случаях, глубоких вен и даже артерий.
История
Первоначально, при первых обсуждениях, представители ВОЗ исходили из того, что метадон не является наркотическим веществом; впоследствии, уже в 1961 году, не подлежало сомнению, что он является таким же медицинским наркотическим препаратом, как морфин; соответственно, метадон был включён в Перечень № 1 Списка наркотических средств Единой конвенции о наркотических средствах ООН. Применение метадона первоначально вызывало критику со стороны врачей, других специалистов и общественности стран, где была внедрена метадоновая программа.
По данным ежегодных отчётов EMCDDA (Европейский мониторинговый центр по наркотикам и наркотической зависимости) за 2005—2009 гг. заместительная поддерживающая терапия с использованием опиатных агонистов (метадон и бупренорфин) является наиболее распространенным методом оказания медикаментозной помощи при опийной зависимости. Более 500 000 пациентов в странах Европейского союза получают препараты заместительной поддерживающей терапии. С 1993 по 2009 год произошло более чем семикратное увеличение численности пациентов, принимающих заместительную поддерживающую терапию. Если в 1993 году их насчитывалось около 73 000, то в 2009 году, по данным EMCDDA, более 500000 пациентов в странах Евросоюза и Норвегии принимают заместительную поддерживающую терапию.
В период с 2007 по 2009 годы в большинстве стран продолжается рост количества пациентов, принимающих заместительную поддерживающую терапию. В этих странах ситуация с данным видом терапии стабильна. Наибольший рост количества пациентов заместительной поддерживающей терапии отмечен в Чехии — 42 %, а также прирост более 10 % наблюдался в Польше (26 %), Финляндии (25 %), Эстонии (20 %), Швеции (19 %), Норвегии (15 %), а также Венгрии и Австрии (11 %).
Программы заместительной поддерживающей терапии активно внедряются в исправительных учреждениях. Так, в 2006 году в Испании 14 % заключенных (19600 человек) принимали препараты заместительной поддерживающей терапии, а в Англии с апреля 2007 по настоящее время количество заключённых, принимающих заместительную поддерживающую терапию, выросло в 2 раза (с 6000 до 12000 чел).
В некоторых странах (Швейцария, Австралия) правительства, придя к выводу о крахе метадоновых программ, приняли решение вернуться к выдаче героиновым наркоманам героина. В ряде европейских стран для заместительной терапии стал использоваться бупренорфин, а также пролонгированные формы солей морфина[5]. Отмечается, что программы заместительной терапии диаморфином (медицинский героин) введены в Швейцарии, Австрии и Германии исходя из понимания того, что метадон и бупренорфин не могут помочь всем пациентам прекратить инъекционное употребление нелегальных наркотиков. В Германии в настоящее время принят закон, разрешающий терапию диаморфином; по состоянию на начало 2010 года в такой терапии участвовали 100 человек. В Германии, например, по данным 2006 года практиковались нижеследующие виды заместительной терапии:
42 187 пациентов — метадоном,
11 506 пациентов — левацетилметадолом («левометадон»),
11 171 пациент — бупренорфином,
577 пациентов — дигидрокодеином,
118 пациентов — кодеином.
В настоящее время в некоторых странах рассматривается возможность замены метадона на менее токсичный бупренорфин.
Юридический статус
Управление ООН по наркотикам и преступности официально заявляло, что использование заместительной поддерживающей терапии метадоном не является нарушением конвенций 1961 и 1971 годов. В Российской Федерации метадон внесен в «Список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (список I)».
Применение заместительной поддерживающей терапии метадоном в Российской Федерации также запрещено федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах».
Специальный докладчик Совета по правам человека ООН по пыткам Х. Мендес в своем докладе 2013 года дает оценку, что отказ в заместительной терапии может нарушать право на свободу от пыток.
Метадоновая терапия в России
Какое-то время метадон как заместитель героина применялся и в России (в 90-е годы XX века), но после занесения препарата в список «Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации и запрещения его оборота», перестал использоваться. Причинами этому стали практически настолько же быстрое развитие привыкания к препарату, а также употребление его не по назначению с целью получить наркотическое удовольствие.
Поскольку Федеральным законом № 3 от 08.01.98 «О наркотических средствах и психотропных веществах» лечение наркомании наркотическими средствами запрещается (ст. 31, п. 6), метадон на территории России вообще не может быть использован в лечебной практике.
Академик Э. А. Бабаян считал заместительную терапию маскированной легализацией наркотиков.
Эффективность терапии
По мнению одних, заместительная терапия является экономически выгодной и наименее затратной. По мнению других, медикаментозное решение проблемы наркомании в целом является наиболее дорогостоящим и наименее эффективным методом(общие расходы на одного метадонового пациента в Швеции по состоянию на 2003 год, по словам директора Международной организации «Европейские города против наркотиков» Томаса Халлберга, были эквивалентны 9 тысячам рублей в сутки).
В Резолюции № 2 дипломатической конференции ООН 1961 года говорится о том, что лечение наркоманов должно происходить в свободной от наркотиков атмосфере. Резолюцию подписало 100 государств.
Положительные последствия
Использование контролируемых потоков наркотических веществ позволяет снизить нелегальный оборот наркотиков.
Снижение риска заражения ВИЧ у инъекционных наркоманов.
Снижение краж, других противоправных действий со стороны наркоупотребляющих.
Улучшение здоровья и качества жизни наркозависимых.
Негативные последствия
Введение метадоновых программ влечёт рост метадоновых наркоманий в стране.