Большой сговор. Разлив нефти в Мексиканском заливе / The Big Fix
Страна: США, Франция, Германия
Год: 2011
Режиссер: Джошуа Тикелл,Ребекка Харрелл Тикелл
Время: 89 минут
Анонс фильма "Большой сговор"
Алексей Книжников о фильме "Большой сговор"
В апреле 2010 года взорвалась нефтедобывающая платформа компании BP в Мексиканском заливе. Катастрофа унесла жизни 11 рабочих, в океан попало 4,9 млн. баррелей нефти – это самая большая утечка в истории человечества.
Режиссер Джошуа Тикелл родом из тех мест. Он слышит о катастрофе и с камерой едет на место событий. Его сопровождает жена, в прошлом актриса, в настоящем – эколог-активист Ребекка Харрелл.
Они тайком проникают на пляжи Луизианы, говорят с местными жителями, экологами, токсикологами, политиками, журналистами, вместе с рыбаками отправляются в залив. На берегу – мертвые крабы, пропитанные нефтью, выброшенные на землю рыбы и черные птицы, в воде – бензиновые узоры. Из-за диспергента, которые BP использует, чтобы якобы растворить нефть, воздух пропитывается токсинами, у Ребекки развивается химическая пневмония, у жителей Луизианы появляются кожные заболевания и язвы, им трудно дышать. И вдруг ученые и политики заверяют местных жителей и весь мир, что с экологической точки зрения регион почти восстановлен. Тикелл начинает собственное расследование и приходит к выводу, что это глобальная операция по замалчиванию фактов, участие в которой принимают все – экологи, политики, журналисты.
«Большой сговор» получил престижную награду в области документалистики IDFA, Los Angeles Times назвал фильм уничтожающим, и все экологические фестивали планеты засыпали авторов наградами. Картина сделана с размахом: она показывает закулисье нефтяного бизнеса, исследует вопросы корпоративной небрежности, политической коррупции и экологических преступлений. Глобальные рассуждения о мультинациональных нефтяных компаниях, которые не подчиняются никаким законам, сменяются бытовой и эмоциональной реакцией на катастрофу местных жителей, которые трогательно вспоминают, как хорошо было рыбачить всей семьей, купаться в чистой воде и жить рыбным промыслом. Несмотря на мощную и разноплановую фактуру, фильм получился целостным.
Эта картина – часть борьбы экологов с политикой нефтедобывающей компании PB. В рамках этого движения в 2010 году Greenpeace предложил дизайнерам придумать для компании новый логотип (в 2001 году для BP разработали экодизайн – желто зеленый подсолнух и слоган Beyond Petroleum/ Больше чем нефть).
Вот какой редизайн придумали гринписовцы:
В конце фильма мы видим, как житель Луизианы устанавливает на крыше своего дома солнечную батарею: «Соседи думают, что я чокнутый, но у меня вопрос: может, чокнутые они?». После просмотра фильма кажется, что знаешь на этот вопрос однозначный ответ. Да, чокнутые они, да, чокнута большая часть населения Земли, играющая с природой в игру на самоуничжение.