Чтобы поддержать наш ресурс
разместите на своём сайте,
блоге или в профиле


блок новостей



баннер



кнопку

Просмотр


Родину не нужно любить, за Родину нужно погибать! (Владимир Маслов)
Приветствуем Гость ваш статус "Гости" Вход  Выход  RSS 18+
О сайте Связь Правообладателям Реклама

Доскадо Документальное кино онлайн

Внимание! Раздел закрыт

Теперь видео публикуется на главной странице


Сказание о народе Кеты (Народ Кеты. Сборник)

Этнографический сборник о малочисленном народе, проживающем на севере Красноярского края, на берегах Енисея. Народ Кеты являются потомками древних североамериканских индейцев, тому свидетельствует их изолированный язык, сопоставимый и созвучный с языками народов Северной Америки: Навахо, Атапасков, Тлинкитов. Цель донести до зрителей быт, традиции и уникальность кетского языка. Сохранить для будущего поколения России национальное наследие нашего государства-народ Кеты.

Сказание о народе Кето

     

Год выпуска: 2012
Страна: Россия
Продолжительность: 37 мин.
Режиссёр: Артур Химченко

Народ "Кеты"


Кеты. Ванкор за кадром

В Туруханском районе Красноярского края началось «истребление» целых посёлков. Около 1000 кетов, эвенков и селькупов мешают высокопоставленным чиновникам стать полноправными хозяевами на землях коренных народов.

 

 

Кеты. Треск угасающих костров

Документальная зарисовка о жизни народа Кеты. « .. однако Кеты упрямо отстаивают право на жизнь на своей земле, покинув несколько деревней по берегам Енисея, они отказываются оставить исконные территории, те, на которых Кеты стали Народом, где родились их мифы, и сложился язык...».


Кеты

 

Кеты

Кеты проживают в Обь-Енисейском междуречье от реки Кеть на юге до рек Таз (кроме его низовий) и Турухан на севере, а также собственно в долине Енисея с низовьями его крупных правых притоков — от Ангары, в низовьях иногда именуемой Верхней Тунгуской, до бассейна Нижней Тунгуски и Курейки.

По данным переписи 1959 в Красноярском крае — 984 человек; 1970 — 1 093, 1989 — 994, 2002 — 1 189 человек; в остальных районах (областях) Сибири и Дальнего Востока — 158 человек.

Происхождение названия

Название «кеты» не является исконным самоназванием народа. Оно было введено официально и утвердилось только в 1920-х гг. В основу названия было положено слово «человек (кет/кэт). До этого Кеты были известны как «остяки», «енисейские остяки», «енисейцы». Сами же кеты именовали себя по родовой принадлежности и территории проживания той или иной группы (например, елогуйские люди, подкаменнотунгусские люди). В конце XIX — начале XX в. среди кетов выделялись береговые — жители побережья Енисея и лесовые — находившиеся преимущественно на отдаленных угодьях. С некоторых пор в регионе стихийно распространилось и постепенно возобладало в официальной сфере и народной среде название кету, по происхождению является звательной формой от слова кет — «человек»: так у кетов мужчина обращается к мужчине.

Язык кетов

Язык кетов считается лингвистической феноменом, т. к. обладает строем, не находящим соответствия в соседних языках. Условно его относили к палеоазиатской (палеосибирской) группе. Общее название «палеоазиатские» эти языки получили в связи с гипотезой Л.И. Шренка о древнем аборигенном происхождении их носителей. С середины XIX в. известны 2 диалекта кетского: имбатский и сымский, но сымский ныне признается самостоятельным языком енисейской семьи. По самоназванию его носителей — остяков-югов — его чаще называют югским.

Этническая группа

Современные исследования, проведенные по независимым системам краниологических маркеров, сближают кетов с североазиатскими монголоидами. В целом для кетов нетипично сходство с представителями какого-то одного народа. Из этнических групп Западной Сибири по обобщенной доле монголоидного компонента они сближаются с ненцами, некоторыми угорскими и обско-татарскими группами. Большая часть антропологических материалов говорит о включенности харак­теристик кетов в широкий круг промежуточных евро-монголоидных комплексов, описанных у народов Западной и Южной Сибири. Монголоидный компонент у них в настоящее время безусловно преобладает; его южные истоки не уходят далее территории Южной Сибири и Центральной Азии и массива тюрко-язычных популяций.

Быт

Рыба всегда сопуствует кетам.

Рыболовство — основная отрасль традиционного хозяйства кетов до начала XX в. Рыба и рыбные продукты были не менее важны для пищевого рациона, чем мясная продукция охотничьего промысла. Навыки изготовления предметов домашней утвари из рыбьей кожи, отражение промысла в народном календаре, духовной культуре также свидетельствуют о важной роли рыболовства в жизни кетов.

Основу охоты у кетов в конце XIX — начале XX в. составлял товарный пушной промысел; видную роль сохраняла добыча крупных копытных (лося, дикого оленя) и дичи — водоплавающей и боровой.

Оленеводство у кетов было подсобной отраслью. Оленей использовали исключительно как транспортное средство во время зимнего охотничьего промысла. Стада оленей были немногочисленны, везде рядом с оленными встречались безоленные семьи, а у подкаменнотунгусской группы оленей не было совсем. Стада до 100 голов были для кетов исключением, владельцами их являлись обычно большие семьи, состоявшие из нескольких брачных пар и их детей. 10—20 оленей едва хватало для перекочевок. В аргише семьи шло 5—8 упряжек, в каждой упряжке по 2 (редко по 3) оленя. Часто оленей не хватало для всей семьи, в таком случае на оленях переезжали мужчины-охотники, старики, а подростки и женщины перебирались с места на место с ручной нартой, используя в помощь собак.

С приходом русских на Енисей в начале XVIII в. предки кетов — енисейские остяки — вошли в состав образованных Мангазейского и Енисейского уезда.

XVIII в. был отмечен расширением общего ареала расселения кетов, усилением этнических контактов и, как следствие, существенными изменениями в социуме: появлением эндогамных территориальных групп и развитием соседских отношений. Эти внутренние для кетского общества процессы выразились внешне в исчезновении в документах родовых наименований и утверждении новой, волостной, системы управления со стороны русской администрации.

Определяющая роль родственной (родовой) принадлежности и дуальная экзогамия — характерные черты кетского социума. Ими определен весь механизм взаимоотношений между отдельными лицами, семьями, патронимиями и родовыми группами, все основные сферы жизни — хозяйственная, семейная, идеологическая. В то же время это не исключало сложившихся со временем соседских, территориальных отношений, но роль родства оставалась велика на всем протяжении известной истории кетов.

Мировоззрение кетов

Общими чертами кетской мировоззренческой традиции, как и многих иных, является восприятие всех частей окружающего мира живыми, его дуализм — положительное или отрицательное по отношению к человеку начало, а также органичное сочетание вертикальной (земля — небо) и го­ризонтальной (нижнее течение — верхнее течение реки) систем размещения антагонистических миров.

Шаманство кетов отличает сложная, но четкая система представлений — понятие о наследуемом в кровнородственной среде даре, 21-летний (7-кратный) цикл становления шамана, многозначность олицетворяемых им в ходе обряда образов, пантеон, выделение особого сакрального верхнего мира и т. д., а также развитая символика выражения этих представлений (в мифологических стереотипах, атрибутике и облачении, иконографии и др.).

Лит.: Анучин В.И. Очерк шаманства у енисейских остяков // СМАЭ. СПб., 1914. Т. 2; Кривоногое В.П. Кеты на пороге III тысячелетия. Красноярск, 1998; Алексеенко Е.А. Кеты (историко-этнографические очерки). Л., 1999; Народы Западной Сибири: Ханты. Манси. Селькупы. Ненцы. Энцы. Нганасаны. Кеты. М., 2005.

Е.А. Алексеенко

Источник

Историческое | Смотрело: 1488 | 2014 » Сентябрь » 12 | НЕТ ВИДЕО? 

  
 
 
Всего комментариев: 0
ComForm">
avatar

                                                                                        

                                                                    www.doskado.ucoz.ru www.doskado.ucoz.ru

                                                                    Мы настоятельно рекомендуем, при просмотре страниц сайта не использовать браузер
                                                                     Internet Explorer