Чтобы поддержать наш ресурс
разместите на своём сайте,
блоге или в профиле


блок новостей



баннер



кнопку

Просмотр


Родину не нужно любить, за Родину нужно погибать! (Владимир Маслов)
Приветствуем Гость ваш статус "Гости" Вход  Выход  RSS 18+
О сайте Связь Правообладателям Реклама

Доскадо Документальное кино онлайн

Значение слова "Документальное кино" в Большой Советской Энциклопедии

Документальное кино - вид киноискусства, материалом которого являются съёмки подлинных событий, в отличие от игрового (художественного) кино. Возникновение Документальное кино непосредственно связано с зарождением кинематографа. Первые фильмы братьев Люмьер («Прибытие поезда на вокзал Ла Сиота», «Выход рабочих с завода Люмьер», 1895, Франция) воспроизводили сцены, снятые с натуры. В фильмах использовался эффект зрительной фиксации действительности в её временном и пространственном движении. Кадры из жизни разных стран, снятые в 1896 помощниками братьев Люмьер, положили начало превращению хроники в средство массовой информации. 

В русской информационной хронике (Трагедия, которую мы не видели, Падение династии Романовых) сохранился богатый фактический материал, объективная ценность которого была переосмыслена в советское время с революционных, классовых позиций. После Великой Октябрьской социалистической революции кинохронику начали выпускать Московский и Петроградский кинокомитеты (созданы в 1918). Операторы Г. В. Гибер, С. П. Забозлаев, П. В. Ермолов, Н. Ф. Козловский, А. А. Левицкий, А. Г. Лемберг, П. К. Новицкий, Э. К. Тиссэ и др. под руководством режиссёров Г. М. Болтянского, Д. Вертова, В. Р. Гардина, Л. В. Кулешова снимали Документальное кино в котором отображали важнейшие факты общественно-политической жизни страны: выступление В. И. Ленина на 3-м и 4-м конгрессах Коминтерна, съезды Советов, боевые операции Красной Армии на фронтах Гражданской войны, пуск первых электростанций и т.д. Материал, отражающий героику первых лет революции, входил в выпуски периодических киножурналов «Кинонеделя» (1918-19), «Киноправда» (1922-25), «Госкинокалендарь» (1923-25), в кинорепортажи об отдельных событиях. Изображение новой действительности в кинохронике оказало влияние на стилистику и содержание выдающихся художественных фильмов игрового кино 1920-х гг. («Стачка», «Броненосец "Потёмкин”»,   С. М. Эйзенштейн; «Конец Санкт-Петербурга»,  В. И. Пудовкин, и др.). Значение правдивой оперативной информации, сочетающейся с действенной пропагандой, подчёркивал В. И. Ленин в беседе с А. В. Луначарским, указывая, что основная задача советского Документальное кино - «... широко-осведомительная хроника, которая подбиралась бы соответственным образом, т. е. была бы образной публицистикой, в духе той линии, которую, скажем, ведут наши лучшие советские газеты» (цитата по сборнику: «Самое важное из всех искусств», 1963, с. 125). 

Придание информационной хронике агитационного, публицистического характера сыграло решающую роль в развитии советского Документальное кино как искусства. Утверждение революционных идей выдвигало перед документалистами необходимость не только воспроизведения фактов, но и их активного осмысления с помощью различных способов съёмки, монтажа, текста, драматургии. Документальное кино делало первые шаги от информационности к образной интерпретации, нашедшей наиболее яркое выражение в творчестве  Дзиги Вертов. В своих поисках Вертов исходил из принципа органического сочетания длительных кинонаблюдений, съёмок «жизни врасплох», позволяющих зафиксировать наиболее характерные факты действительности, с анализом событий, с «коммунистической расшифровкой действительно существующего». Вертов раскрывал идейный смысл фактов в обобщениях, вырастающих из документального материала. Свои принципы Вертов осуществил в фильме «Ленинская киноправда» (1925), в лучших эпизодах фильмов «Шагай, Совет!» (1926), «Шестая часть мира» (1926), «Одиннадцатый» (1928), «Человек с киноаппаратом» (1929), в которых эпический масштаб повествования об изменениях, происшедших после революции, сочетался с поэтическим отражением пройденного страной пути. Образная интерпретация дореволюционной хроники с партийных позиций является основой фильмов Э. И. Шуб «Падение династии Романовых», «Великий путь» (оба в 1927), «Россия Николая II и Лев Толстой» (1928), положивших начало так называемым монтажным фильмам. 

В 20-30-х гг. советские документалисты создают кинолетопись достижений Советского Союза. Операторы студий хроники, выездных киноредакций и кинопоездов (например, под руководством режиссёра А. И. Медведкина) снимают новостройки пятилеток, преобразования в колхозной деревне, освоение Арктики, важнейшие международные события. Постепенно увеличивался выпуск документальных фильмов, происходило расширение тематических и жанровых границ Документальное кино Поэтическая трактовка действительности отличает такие фильмы 20-30-х гг., как «Москва» (М. А. Кауфман, И. П. Копалин), «Турксиб» (В. А. Турин), «Симфония Донбасса» и «Три песни о Ленине» (Д. Вертов), «Челюскин» (Я. М. Посельский), «Испания» (Э. И. Шуб), «День нового мира» ( Р. Л. Кармен, М. Я. Слуцкий). 

В годы Великой Отечественной войны 1941-45 хроникальный материал, который снимали на фронтах свыше 200 операторов, насыщенный подробностями военного подвига народа, давал документалистам возможность для выражения публицистического пафоса через образное осмысление документа - фильмы «Разгром немецких войск под Москвой» (Л. В. Варламов, И. П. Копалин), «Ленинград в борьбе» (Р. Л. Кармен, Е. Ю. Учитель, В. М. Соловцов), «Сталинград» (Л. В. Варламов), «Черноморцы» (В. Н. Беляев) и др. Сближению хроники с искусством, дальнейшему обогащению выразительных средств Документальное кино способствовала работа в Документальное кино режиссёров художественного кино; в фильмах «Битва за нашу Советскую Украину» (А. П. Довженко), «Освобождённая Франция» (С. И. Юткевич), «Берлин» (Ю. Я. Райзман) тенденция освоения документального материала средствами искусства раскрылась наиболее полно. Эта тенденция получила отражение в фильме режиссёра-документалиста Р. Л. Кармена «Суд народов» (1946).

В послевоенные годы деятели Документальное кино обратились к темам восстановления народного хозяйства («Донбасс», М. Л. Билинский; «День победившей страны», И. П. Копалин, И. Ф. Сеткина), революционных преобразований в др. социалистических странах («Болгария»,  Р. Г. Григорьев; «Польша», Л. В. Варламов), борьбы за мир («Юность мира», А. А. Ованесова; «Мы за мир»,  И. А. Пырьев, Й. Ивенс). Но многие картины этих лет строились на принципах иллюстративной функции хроникального материала, парадно-описательном подходе к изображению действительности. 

Новый этап в развитии Документальное кино в середине 50-х гг. связан с возросшим интересом к видам искусства, построенным на документальной основе. Фильмы «Повесть о нефтяниках Каспия» (Р. Л. Кармен), «Незабываемые встречи» (А. А. Ованесова), «Люди голубого огня» (Р. Г. Григорьев) отмечены первыми серьёзными попытками документалистов сделать человека центром повествования, получившими дальнейшее развитие в 60-х гг. Использование длительных кинонаблюдений в сочетании с разнообразными формами драматургической организации материала, вытекающими из его художественного анализа, дало возможность исследования индивидуальных характеров с социальных и нравственных позиций - фильмы «Катюша» (В. П. Лисакович), «Мир без игры» (Л. В. Махнач), «18 моих мальчишек» (В. А. Гурьянов), «ПСП» (А. С. Видугирис), «Вечное движение» (М. М. Меркель), «Лучшие дни нашей жизни» (Б. Д. Галантер, В. П. Горохов), «Колодец» (В. И. Иовице), «Время, которое всегда с нами» (С. Д. Аранович), «Всего три урока» (П. М. Мостовой), «Тринадцать ласточек» (М. Каюмов, Н. Атауллаева) и др. Стремление к художественной интерпретации фактов способствовало появлению различных по своему характеру документальных фильмов: лирического («Рабочий», У. В. Браун; «Репортаж года», А. В. Фрейманис; «Замки на песке», Я. М. Бронштейн, А. С. Видугирис), драматического («Там, за горами, горизонт»,  Б. Д. Галантер, И. А. Герштейн), сатирического («Дело о катушке»,  В. Е. Аксёнов), памфлета («Разум против безумия»,  А. И. Медведкин), публицистического репортажа («Чехословакия, год испытаний»,  А. А. Колошин; «Народа верные сыны»,  Б. Р. Небылицкий), видового очерка («За рампой - Америка»,  А. А. Колошин; «Разноэтажная Америка»,  Г. И. Асатиани) и др. Достижения Документальное кино 60-х гг. нашли концентрированное выражение в фильме «Обыкновенный фашизм» (М. И. Ромм), построенном на образном переосмыслении зарубежной хроники. Использование фильмотечных материалов характерно и для фильмов «Последние письма» (С. А. Кулиш, Х. Стойчев), «Гренада, Гренада, Гренада моя...» (Р. Л. Кармен), «Если дорог тебе твой дом» (В. С. Ордынский), «Гимнастёрка и фрак» (В. П. Лисакович). 

Особое место в советском Документальное кино занимают произведения, раскрывающие образ В. И. Ленина, его историческую роль как основателя Коммунистической партии и первого в мире рабоче-крестьянского государства, - «Живой Ленин» (М. И. Ромм), «Поезд в Революцию» (В. В. Микоша), «Ленин - документы, факты, воспоминания» (Л. М. Кристи) и др. 

Советское Документальное кино, выпускающее около 300 фильмов и 1300 номеров периодических киножурналов в год (1970), завоевало мировое признание. Многие документальные фильмы удостоены наград на международных кинофестивалях. Правдивое, реалистическое, глубоко партийное Документальное кино в Советском Союзе развивается на основе революционных принципов советского киноискусства, открытий Д. Вертова и Э. И. Шуб, оказавших влияние и на творчество прогрессивных мастеров Документальное кино за рубежом.

Добавил: doskado | Дата: 17.01.2011 | Читало: 3772
 
 
Всего комментариев: 0
ComForm">
avatar

                                                                                        

                                                                    www.doskado.ucoz.ru www.doskado.ucoz.ru

                                                                    Мы настоятельно рекомендуем, при просмотре страниц сайта не использовать браузер
                                                                     Internet Explorer