Чтобы поддержать наш ресурс
разместите на своём сайте, блоге или в профиле блок новостей
|
Человек с киноаппаратомКлассика мирового кино. В кадре кинокамера снимает людей, места, объекты… Киноаппарат здесь является действующим лицом самого процесса съемки: в воздухе, под землей, в самой гуще событий… Киноглаз, который наблюдает, фиксирует малейшие нюансы, не давая оценки, не следуя сценарию. Он просто смотрит в мир и видит все, или, вернее, происходит видение!
Страна: СССР Дзига Вертов – автор одного из важнейших манифестов советского революционного искусства 20-х годов – фильма «Человек с киноаппаратом». Теоретик нового искусства кино, Вертов принадлежал к группе «киноков», в составе которой уже издавал свой «Боевой устав киноков» в 1924 году. Эксперименты с «киноглазом» и «радиоухом» ставили своей целью отказ от литературного (титры, сценарий) и театрального (игра актёров) элементов в кино, предлагали «заменить искусство и прямо содействовать жизнестроению, минуя эстетическое посредничество». Последовательный сторонник документального кино, Вертов создаёт свой главный шедевр – фильм «Человек с киноаппаратом» в 1929 году, доводя до абсолюта уже предложенные «киноками» идеи, одновременно экспериментируя с монтажом и операторской работой. Стремление к минимализму в содержании парадоксальным образом выдвинуло на первый план именно режиссёрскую и операторскую работы. В отсутствие титров и сюжета новый подход к монтажу превратил «Человека с киноаппаратом» в уникальную картину в методологическом отношении. Именно «картиной о методе» называл её В. Шкловский (в это же время теорией советского киномонтажа помимо Вертова занимались Пётр Кулешов и Сергей Эйзенштейн). «Мысль, говорил Дзига, должны нести не столько сами по себе кадры, сколько их сочетание в определённой последовательности. Возникла новая оценка роли кадра как элемента построения кинофразы». Сложный сценарий, по мнению некоторых критиков восходящий к кино-наброскам В. Маяковского «Как поживаете?» (1926 г.) и очевидно связанный с фильмом «Берлин: Симфония большого города» Вальтера Руттмана (1927 г.), был построен на идее наблюдения за единым целостным ходом жизни – неразрывно связанной человеческой и машинной – от пробуждения до засыпания – от открытия к закрытию. Монтаж Вертова-Кауфмана подчёркивал сходство и различия в единстве противоположностей – от чисто визуальных эффектов «открытые глаза / распахнутые шторы», до глубоких экзистенциальных тем, ранее принадлежавших литературе и театру - свадьба / развод, рождение / смерть. Новое авангардное кино оказалось востребованным лишь в первое послереволюционное десятилетие. Совсем ещё молодое киноискусство пережило серьёзную ломку уже во время культурного поворота 1930-х годов. Фильм «Человек с киноаппаратом» был задвинут в фильмографии Вертова на второй план. Его визуальный ряд плохо соотносился с воспеваемыми формами соцреализма (хотя в идейном смысле они имели немало сходств). Жизнестроение должно было смениться «воспеванием» новой жизни. Идеи Вертова («выйти на улицу из павильона» – желание, естественное для документалиста, и возрождённое в новом игровом кино) нашли своё развитие и дальнейшее воплощение в западноевропейском кинематографе – спустя много лет главный идеолог «новой волны» Жан-Люк Годар встал во главе «Группы Дзиги Вертова», переосмыслив и вернув к жизни старые идеалы. |
|
|
Всего комментариев: 0 | |