Александр Сидельников. Биография, фильмография
Александр Васильевич Сидельников (1955-1993) - выдающийся советский, российский режиссёр, сценарист документального кино, дважды лауреат высшей кинематографической премии России "Ника".
Биография
Александр Сидельников родился в 1955 г. на станции Волхов Мост Чудовского района Новгородской области в семье учителей. Отец Василий Алексеевич Сидельников и мать Нина Ивановна Попова преподавали в Волховской восьмилетней школе. Среднее образование Александр Сидельников получил в г. Чудово в средней школе № 1 им. Н.А.Некрасова. Учился Александр Сидельников на режиссерском факультете Ленинградского института культуры им. Н.К.Крупской.
В 1982 году Александр Сидельников закончил в Москве ВГИК (мастерская А.М.Згуриди) и работал на киностудии «Леннаучфильм». Призванием Александр Сидельников стало документальное кино. Сразу же после окончания ВГИКа Александр Сидельников стал снимать фильмы, посвященные истории нашего Отечества. Каждый фильм молодого режиссера становился событием, достойным внимания российского зрителя. Со своей съемочной группой Александр Сидельников побывал в самых напряженных районах страны: Арал, Магадан, радиационный полигон Челябинска, зараженные Чернобылем районы Брянской области. Его фильмы и сегодня цепляют за душу и не утрачивают своей актуальности.
Александр Васильевич погиб во время съемок штурма Белого дома в Москве от пули ельцинского снайпера-провокатора. Ему было 38 лет. В 1993 году на фестивале «Золотой Витязь» была учреждена Премия им. Александра Сидельникова «За лучшую режиссуру».
Памяти Александр Сидельников посвящены несколько киноработ. В 1993 году давним товарищем Александр Сидельников режиссером Николаем Макаровым был создан телефильм «Жизнь и смерть Александр Сидельников, кинорежиссера». Со своей стороны, вдова Александра Сидельникова, Валентина Гуркаленко, создала картину «Свидание с вечностью. Александр Сидельников», целиком посвященную личности и творчеству Александра. Сюда и вошли последние видеокадры, снятые покойным кинематографистом в тот трагический день. Дело отца продолжает его сын Иван - также кинорежиссер. Фильмы Александр Сидельников давно стали хрестоматийными, по ним учатся студенты-документалисты отечественных киношкол.
Творчество
1992 год стал вершиной короткой творческой жизни Александр Сидельников - на экраны вышел его предпоследний и самый объемный фильм «Вологодский романс». Разумеется, никто не мог тогда даже представить себе близкой гибели молодого кинематографиста, только что вошедшего в возраст профессиональной зрелости. Его новая картина имела заслуженный успех у зрителей, причем вовсе не только профессиональных. Прокат документальных фильмов у нас, как известно, весьма ограничен, однако в рамках клубного и телевизионного показа эта лента стала действительно рекордсменкой по зрительскому участию в её судьбе - не сравнимому, конечно, с «блокбастерами» типа «Легко ли быть молодым?» Р.Подниекса, которые специально раскручивались на исходе советской власти всеми возможными способами в политических целях - но всё же вполне определенному, и, главное, заслуженному. Отметим также, что эта картина несет на себе марку киностудии «Ленфильм»: по жанру и стилю она была задумана и осуществлена именно как образный синтез хроникального (фиксирующего) и игрового (формотворческого) начала в кино, что само по себе выделяет её из общего ряда документального мейнстрима. Трудно сказать, чего здесь больше - масштабных кадров строгой северно-русской природы, тщательно выполненных кино портретов действующих лиц, или чарующей музыки, прежде всего песенной и романсовой, в исполнении Владимира Громова.
Не будет преувеличением сказать, что среди отечественных документально-художественных фильмов последних лет немного найдется картин, более совершенных по исполнению и более глубоких по мысли. К несчастью, «Вологодский романс» оказался последней полнометражной лентой режиссера Александр Сидельников - его остановила пуля.
Творчество Александр Сидельников заслуживает по меньшей мере троякого осмысления - собственно искусствоведческого, культурологического и философско-мировоззренческого.
В первом, искусствоведческом плане авторский кинематограф Александр Сидельников являет нам достигнутое единство образа и логоса, что и оказывается по существу критерием его совершенства как художественного произведении (артефакта). Образ искусства - это идеальное Все, данное как предметное нечто, конечная модель бесконечного мира. Именно этим искусство отличается от других, нехудожественных структурно-смысловых модификаций культуры. «В художественном творении истина сущего полагает себя в творение». В искусстве происходит процесс символизации сущего, когда самый обыкновенный предмет (событие) оказывается в то же время наглядным представителем той или иной версии мира, её влекущим энергийным пределом (аттрактором). В этом смысле любой художник - космогонист, хозяин своей символической земли как воображаемого проекта Большой Вселенной. Искусство - это виртуальная теургия. Своеобразие «новой визуальности» - кино, телевидения, видео - в этом плане только в том, что здесь тотальность сущего дана с предельной чувственной наглядностью, в реальном пространстве-времени. По выражению Жиля Делёза, в кино мир рассказывает самого себя. Особенно это касается документального кино, где дерево, река, человек, храм явлены на экране «вживую», как этот храм и эта река. Во всех своих фильмах Александр Сидельников искал и находил такую чувственно-предметную фактуру, которая, будучи помещена на экран (то есть заключена в художественно-смысловую рамку) становилась естественным символом идеи (истины), полагаемой им в своё творение. Так происходило уже в начальных его картинах, начиная с «Монолога» и «Сада», но именно в «Преображении» и «Вологодском романсе» режиссер нашел ту почти исчерпывающую полноту кинематографического образно-музыкального (песенно-романсового) ряда, которая оказывается уже не иллюстрацией иди аллегорией истины, а самой художественной истиной, совпадающей в своей онтологической глубине с благом и красотой. Эволюционируя от документальной публицистики ранних лент к жанрово-продуманному и стилистически-завершенному художественно-документальному музыкальному фильму зрелого периода, творческая методология Александр Сидельников демонстрирует на практике принципиальное внутренне единство ценностно-познавательного акта, осуществляемого а форме кинематографического образа. Пользуясь ключевыми терминами современного искусствознания, можно сказать, что кинематограф Александр Сидельников выстроен по классическому принципу - искусство пред лицом Вечности, sub specie aeternitatis (в отличие, например, от того же Тарковского, у которого классическая парадигма дана сквозь призму модерна). Творчество и познание, образ и логос в авторском кино Александр Сидельников тождественны.
В историко-культурологическом (собственно документальном) плане эта истина предстает в картинах Александр Сидельников как душа России - страдающая, грешная, ошибающаяся, но и в своем страдании не покинутая духом, не духооставленная. Именно этим творчество Александр Сидельников отличается от большинства «перестроечных» документальных лент второй половины 1980-х годов, основной задачей которых было снижение (редукция), разоблачение (деконструкция) и разрушение (деструкция) советского мифа. Однако вместе с водой они выплескивали и ребенка: метили в коммунизм, а попадали в Россию. В отличие от них, фильмы Александр Сидельников, вопреки всем катастрофам и тупикам, которые там показаны, не безысходны и не мрачны; более того, они жизнеутверждающие. Технократическая утопия «Компьютерных игр» или атомная смерть «Полигона» - это ещё не конец истории и не конец России. Мало крикнуть, что в доме темно: надо внести туда свечу. Человек и страна живы до тех пор, пока они не сказали своего последнего слова. Последнее (в переносном и отчасти в прямом) смысле слово Александр Сидельников - это заключительная строфа песни Константина Линка в финале «Вологодского романса, композиционно завершающая собой его итоговый (как оказалось) шедевр.
Наконец, в наиболее общем, философско-мировоззренческом плане все картины Александр Сидельников суть образы-логосы русской идеи в её христианском понимании. На экране не понятия и не формулировки - перед нами сама предметная реальность этой идеи, выстроенная как наличный русский культурно-исторический и даже бытовой космос. Собственно, это и есть генеральный содержательный замысел (пафос) и сквозное сюжетное действие (повествование) его кино, по отношению к которым конкретное фабульное функционирование отдельных лиц и эпизодов выступает как их документальное (в том числе документально-музыкальное) оснащение.
Подводя итог, скажем, что авторское документально-художественное кино Александр Сидельников - это кинематографическая формула вечной (идеальной) России, и за это ему наша вечная благодарность.
Награды 1988 — ВКФ «Молодость» в Киеве (Приз, фильм «Компьютерные игры») 1988 — Всероссийский конкурс экологических фильмов в Махачкале (Приз, фильм «Компьютерные игры») 1988 — КФ «Молодое кино Ленинграда» (Приз, фильм «Компьютерные игры») 1988 — МКФ к/м фильмов в Оберхаузене (Приз за сценарий и режиссуру, фильм «Компьютерные игры») 1988 — Премия «Ника» (За лучший научно-популярный фильм, фильм «Компьютерные игры») 1992 — МКФ славянских и православных народов «Золотой Витязь» (Приз за лучший документальный фильм, фильм «Вологодский романс») 1992 — Премия «Ника» (За лучший научно-популярный фильм, фильм «Вологодский романс»)
Фильмография
1978 — Русские народные промыслы 1979 — Воздух в природе 1981 — Пристань (игровой) 1981 — Техника безопасности транспортных рабочих 1982 — Чудо-корень 1983 — Транспорт в СССР 1984 — Межхозяйственное предприятие по производству кормов 1985 — Снился мне сад 1986 — Монолог о cущности машин. Лев Кошкин 1987 — Компьютерные игры 1989 — Преображение 1990 — Отечество нам Царское Село 1990 — Полигон
1992 — Вологодский романс 1993 — Петербургский романс. Валерий Агафонов
Подготовил Владимир Маслов по материалам kinoglaz.fr, rudata.ru, ruskline.ru |