Чтобы поддержать наш ресурс
разместите на своём сайте, блоге или в профиле блок новостей
|
Стыд, или Бесстыдство
Фильм «Стыд, или Бесстыдство» Эрве Гибер снимал сам на портативную камеру с июня 1990 по март 1991 года. Камера стала его постоянным спутником дома, во время поездок, на приеме у врача, в гостях. Писатель отснял 26 видеокассет по 45 минут, окончательный монтаж был доделан уже после смерти Гибера, а показ фильма по телевидению вызвал бурные дискуссии: это один из первых фильмов, посвященных проблеме СПИДа, а также один из первых фильмов-автобиографий. Длящаяся 57 минут история болезни, умирания, но, одновременно, и невероятно красивая, спокойная элегия жизни (Алексей Воинов).
Стыд, или Бесстыдство / La Pudeur ou l'Impudeur / Modesty and Shame В своём фильме Гибер возвращает в работу идею Александа Астрюка о «камере-пере», причём делает это оригинально, на последних минутах «Стыда, или Бесстыдства» определяя видео как сплав кинематографа, фотографии и литературы. В таком определении заключается не только глубокое понимание этого медиума, но и открытие огромного потенциала предельно личного и искреннего, который видео может реализовать. Страшное наблюдение во время просмотра: смонтированные видеофрагменты так и остались бы разрозненными и малозначимыми, если бы они не были сшиты нитью смерти. Пазолини прав бесконечно: жизнь становится повествованием только после её окончания, после окончательного монтажа, который придаёт смысл «фильму» жизни. Но Гибер словно уже находится по ту сторону, и именно поэтому каждый фрагмент фильма настолько наполнен смыслом: в своём фильме (и своим фильмом) он доказывает, что осмысленность жизни можно обрести и ранее – правда, такой страшной ценой. Снимая себя на видео, смертельно больной СПИДом Гибер в самом буквальном смысле снимает смерть за работой, но от романтического отношения Кокто не остаётся ничего. Страх неотвратимости сшибается с мощью жизни, сопротивляющейся неизбежному. Так, из сопротивления, рождаются смысл, искренность и поэтичность – так жизнь на грани смерти становится искусством, как о том писал «Мюзиль» Фуко. Смерть неизбежна, но это не повод ей не сопротивляться – великий урок Эрве Гибера (Алексей Тютькин). | |
|
|
Всего комментариев: 0 | |