Угрозы для США в оценках американской разведки31 января директор сообщества по национальной разведке США Джеймс Клеппер представил публике отчет, посвященный прогнозу будущих угроз безопасности Соединённых Штатов.
Национальное разведывательное сообщество США (1) – это не одна организация, а специфическая структура с горизонтальными и вертикальными связями, куда помимо ЦРУ, ФБР и Агентства по национальной безопасности входят Бюро разведки и исследований государственного департамента, Управление по борьбе с терроризмом и финансовая разведка Министерства финансов, Администрация по борьбе с наркотиками, около десяти управлений Пентагона (от армейской до военно-космической и геопространственной разведок), службы других ведомств и независимые агентства.
Отчет Джеймса Клеппера любопытен тем, что, кроме явных угроз, в нем нашлось место государствам, которые не приемлют одностороннюю гегемонию США в мире, таким как Россия, Китай и Иран, что указывает на явный политический подтекст отчета. Если перед агрессией в Ираке, несмотря на однозначную позицию неоконсерваторов, разведсообщество правдиво докладывало Дж. Бушу, что у С. Хусейна нет химического оружия, здесь видна тенденция создания определенной картины, согласно которой у США появляются новые враги.
Доклад содержит тридцать страниц и разбит на семь разделов, неравноценных по объёму. Первым в повестке дня значится терроризм. Указано, что в ближайшие два-три года угроза терроризма войдет в критическую фазу перехода от таких структур, как «Аль-Каида», к более децентрализованным движениям, которым сможет противостоять лишь четкая контртеррористическая стратегия с участием партнеров. Тем не менее террористические группы и силы, симпатизирующие движению глобального джихада, будут иметь доступ к финансированию, оружию, взрывчатке, надежным укрытиям, а также вербовать новых членов. Такой неутешительный вывод позволяет сделать заключение, что даже самые успешные контртеррористические операции США не принесут мира.
Далее следует проблема распространения ядерного оружия. У Вашингтона в этом вопросе есть два классических изгоя – это Иран и Северная Корея.
Третий раздел посвящен кибербезопасности. Помимо указаний на рост уязвимости сетей коммуникаций и баз данных, приведены и конкретные государства, представляющие, по мнению американских экспертов и разведчиков, опасность для США. Это – Китай и Россия, которые вызывают «особое беспокойство». Идет ссылка на вышедший в октябре 2011 г. доклад по шпионажу, в котором указано, что из этих стран происходят регулярные проникновения в американские компьютерные сети, направленные на кражу интеллектуальной собственности. Правда, на этом описание всего «зла», исходящего из указанных стран, ограничивается.
Однако в четвертой главе, посвященной шпионажу, российско-китайская эпопея продолжается. При этом дуэт расширен до трио за счет Ирана. Всем трем странам приписываются агрессивные и успешные действия в деле экономического шпионажа против США. А Иран вообще за последние годы значительно поднаторел в этом вопросе и, как указано, «поразительно увеличил свои кибервозможности по глубине и сложности».
Раздел о массовых убийствах занимает полстраницы и практически ограничивается перечислениями регионов - это суданская область Дарфур, восточное Конго, Нигерия, Ливия и Сирия. Включение в этот список Сирии насквозь тенденциозно: в соседнем Ираке гибнет гораздо больше людей, но он здесь не упомянут.
Самым большим по объему является раздел, посвященный глобальным изменениям. Однако выкладки больше посвящены внутренним проблемам государств, а также их взаимоотношениям с соседями. В Афганистане продолжится «умиротворение» Талибана. Несмотря на то, что в стране производится рекордное количество наркотиков для мирового рынка, будущая ситуация подана самым неопределенным образом – в отчете лишь указана взаимозависимость уровня безопасности в определенных местностях с возможностью доступа к рынкам законной сельхозпродукции. Учитывая, что от наркотрафика страдают страны Центральной Азии и Россия, такая уклончивость позволяет сделать вывод о незаинтересованности США в борьбе с наркотическим злом.
В Пакистане и Индии ситуация особо не изменится. Китай будет озабочен стабильностью своих регионов, а также модернизацией армии. В длительном споре по Тайваню преимущество будет сдвигаться на сторону Китая. «Арабская весна», согласно докладу, больше всего повлияла на Египет, Ливию, Сирию и Тунис. Ситуация в Бахрейне, где во время разгонов демонстраций неоднократно погибали мирные граждане, вообще не освещена. В выводах, посвященных неспокойным арабским странам, говорится, что их лидеры будут продолжать сотрудничать с США по вопросам безопасности, для того чтобы сдерживать региональные амбиции Ирана, а также просить экономической помощи.
Ирану авторы доклада сулят внутренние проблемы, связанные с действиями системной оппозиции и борьбой за власть, ему приписывается стремление повлиять на ход «арабской весны» через своих союзников и суррогатные структуры, укрепление связей с Ираком и Курдским региональным правительством. Отдельным пунктом Тегерану вменяется подрывная деятельность в Афганистане, направленная против стратегического партнерства США с этой страной. В Ираке уровень насилия останется примерно на том же уровне.
Раздел, посвященный России и Евразии, представляет особый интерес. Американцы предрекают возвращение В. Путина на пост главы государства, что вызовет «разочарование и злобу в определенных кругах», причём внутренняя и внешняя политика властей, как прогнозируется в отчёте, особых изменений не претерпит. Утверждается, что «Путин будет скорее сохранять политическую/экономическую систему, а не выступать агентом либеральных реформ... Путин сосредоточится на восстановлении единства элиты, защите активов элиты и обеспечении новых возможностей для обогащения элиты». В то же время, отмечается в отчёте, он будет искать возможность повысить благосостояние масс. Во внешней политике В. Путин, как прогнозируется, сохранит развитие двусторонних отношений с Соединёнными Штатами, извлекая выгоду для России из процесса «перезагрузки». Составители отчёта считают, что В.Путин испытывает инстинктивное недоверие к намерениям США, что, вероятно, будет подталкивать его на конфронтацию с Вашингтоном по ряду политических вопросов.
Указано, что позитивные результаты «перезагрузки» достигнуты, так как США уже получили то, что хотели, включая новое соглашение по стратегическим ядерным вооружениям и сотрудничество в Афганистане. Для России чувствительными вопросами останутся система ПРО, санкции против Ирана и ситуация вокруг Сирии. Кроме того, Кремль будет относиться с подозрением к сотрудничеству США со странами бывшего Советского Союза.
Неразрешенные конфликты на Кавказе и хрупкость ряда государств Центральной Азии обозначены как вероятные будущие взрывы на карте Евразии. В отчете употреблен термин «оккупация» там, где речь идет о взаимоотношениях Москвы с Южной Осетией и Абхазией. В связи с новой конституцией Грузии, дающей более широкие полномочия премьер-министру, и выборами в 2013 г. президента, значится, что М. Саакашвили может сохранить свою власть на должности премьер-министра, что может повлиять на перспективу дальнейших трений между Москвой и Тбилиси.
Из других стран СНГ говорится о наличии системного кризиса в Беларуси и оказании режиму А. Лукашенко помощи со стороны Москвы. Украине уделен один абзац, где указано, что в стране процветает авторитаризм В. Януковича, выражающийся в избирательном наказании деятелей политической оппозиции, давлении на СМИ и манипуляциях на выборах.
Впрочем, Россия снова появляется в следующем разделе. На этот раз - в связи с транснациональными криминальными группировками. Здесь черным по белому написано: «Все более и более тесная связь между российской и евразийской организованной преступностью и олигархами увеличивает возможность государственных или связанных с государством акторов подрывать конкуренцию на рынке газа, нефти, алюминия и драгоценных металлов, что потенциально угрожает американской национальной и экономической безопасности… Конкуренция американских и западных компаний разъедается коррумпированным бизнесом из-за океана». Кроме того, отмечено, что транснациональные криминальные группировки ослабляют стабильность и подрывают законы в некоторых встающих на ноги демократических государствах и регионах, имеющих стратегическое значение для США.
Космос тоже несет угрозу Соединённым Штатам. «Интерес других государств и даже негосударственных акторов к развитию космической отрасли и использованию этого пространства в следующие десятилетия будет угрожать космическим системам США и приведет к росту вызовов по отношению к стабильности и безопасности космоса». Тут бы самое время упомянуть об инициативах России в отношении космического права, в том числе направленных на недопущение милитаризации космического пространства. Однако в свое время они были проигнорированы Вашингтоном и в настоящем отчёте о них речи нет.
В целом выступление Джеймса Клеппера дает четкое представление о том, кого и где видят службы США на ролях мировых злодеев и врагов завтрашнего дня Америки. Судя по всему, на первые места в этом списке будут выдвинуты террористы, а также государства, которые характеризуются как оказывающие поддержку террористическим организациям.
Можно сделать вывод, что из государств первым номером среди врагов Америки значится Иран, который фигурирует практически в каждом разделе отчёта. Если исходить из процентного соотношения упоминаний отдельных государств, то России в списке будущих вероятных угроз Соединённым Штатам отводится «почётное» второе место.
Леонид Савин Источник
1. Разведывательное сообщество США - собирательный термин для обозначения 16-и отдельных правительственных учреждений США, перед которыми стоит задача ведения разведывательной деятельности. Сообщество — союз органов исполнительной власти, которые работают самостоятельно, но вместе проводят разведывательные действия, необходимые для осуществления международных связей и защиты национальной безопасности США. Общее руководство Сообществом осуществляет директор Национальной разведки.
Разведывательное сообщество (РС США) было учреждено Правительственным распоряжением № 12333, подписанного 4 декабря 1981 года президентом Рональдом Рейганом. Назначение
Согласно правительственному распоряжению № 12333 РС США имеет шесть основных целей:
-Сбор информации, необходимой для президента, Совета национальной безопасности, государственного секретаря, министра обороны и других должностных лиц исполнительной власти для выполнения ими своих обязанностей. -Организация и развитие разведки. -Сбор информации, касающейся проведения мероприятий по защите национальной безопасности, разведывательной деятельности направленной против США, действий международного терроризма и/или наркотиков, а также других враждебных действий, направленных против США со стороны иностранных держав, организаций, лиц и их агентов. -Специальные мероприятия (определяется как мероприятия, проводимые в поддержку внешнеполитических задач США за рубежом, которые планируются и осуществляются там, где «роль правительства Соединённых Штатов, не является очевидной или публично не признана», а также функции для поддержки таких видов деятельности, но которые не предназначены для влияния Соединённых Штатов на политические процессы, общественное мнение, политику, или средства массовой информации и не включают в себя дипломатическую деятельность, сбор и подготовку разведывательной или связанных с ней вспомогательных функций). -Руководство и поддержка деятельности разведки в США и за рубежом, необходимой для выполнения утверждённых мероприятий. -Другая разведывательная деятельность, которую время от времени президент может направлять. Организация РС США включает из 16 служб и агентств (также называемых элементами). Центральное разведывательное управление является независимым агентством. Другие 15 элементов, управлений или бюро, находятся в рамках федеральных исполнительных ведомств. РС США возглавляет директор Национальной разведки, чьё Управление не относится к элементам РС США.
Независимые агентства Центральное разведывательное управление (ЦРУ)
Министерство обороны Агентство ВВС разведки, наблюдения и рекогносцировки Разведывательное управление армии США Разведывательное управление министерства обороны Разведка корпуса морской пехоты Национальное агентство геопространственной разведки Национальное управление военно-космической разведки Агентство национальной безопасности Управление военно-морской разведки
Министерство энергетики Управление разведки и контрразведки
Министерство национальной безопасности Управление разведки и анализа Разведка береговой охраны
Министерство юстиции Федеральное бюро расследований Управление по борьбе с наркотиками
Государственный департамент Бюро разведки и исследований государственного департамента
Министерство финансов Управление финансовой разведки и изучения терроризма. wikipedia
|