Кризис амёбициозностиВокруг нас бродит множество людей, воображающих себя сателлитными сайтами. Подобно тому, как последние навешивают на себя всякие «скачать новинки бесплатно музыка кино порно голая Лера Козлова» – эти типы украшены самоопределениями «я амбициозный открыт для новых идей стараюсь мыслить нестандартно».
Такое самоопределение не означает, конечно, что типы действительно амбициозны -- то есть мечтают заслужить всеобщее признание и изменить мир. Им просто кажется, что с таким самовосприятием проще заработать на ремонт фамильной двушки. Ведь именно на амбициозных и нестандартно мыслящих, как считается, чаще кликают работодатели, клиенты, тёлки, избиратели и прочая целевая аудитория.
Разница между описанными типами и обычным жульём состоит в том, что описанные типы – действительно верят в свою амбициозность и мыслительность.
«Я целеустремлённая, хочу достичь вершин своей профессии», – искренне чирикают девушки, на деле с ненавистью думающие о самой возможности задержаться на работе после звонка. «Я постоянно самосовершенствуюсь, строю большие планы», -- убеждённо бубнят юноши, совершенствующие своего ночного эльфа и строящие большие планы на вечер.
Верить в чирикаемое и бубнимое им позволяет святая убеждённость: жизнь никогда, никогда, ни за что не потребует от них реального наличия декларируемых качеств. Наблюдается любопытное явление: профи разных специальностей тем охотнее приписывают себе какую-нибудь трудовую добродетель, чем меньше рискуют доказать ее делом. Так, самое большое скопление волевых целеустремлённых личностей обнаружено в бухгалтериях. Нестандартные мыслители сплошь и рядом работают секретаршами. Оупен-спейсы являются такими цитаделями самосовершенствования, что давно должны быть переименованы в дацаны.
При этом реальные страсти всех этих людей кипят в берегах машинно-квартирно-дачного дискурса. Перед нами любопытный феномен -- чтобы удовлетворить скромненькие мотивации и простейшие инстинкты, больные притворяются сталински масшабными и достоевски глубокими.
В исследовательских кругах это явление имеет название «Амёбициозность» -- данное в честь немудрёного организма, который теоретически может принять форму космического корабля «Союз» или математика Перельмана, если это потребуется для заталкивания чего-нибудь вкусного в пищеварительную вакуоль.
Причиной распространения амёбициозности стало временное искажение, которому подверглось понятие трудовой успешности в мегаполисах мира в предыдущие десятилетия.
Настоящее значение слов «успехи в труде» предполагает постоянное создание чего-нибудь ощутимого. Например -- деталей, здоровья, выпускников-лауреатов, самолетов, задумчивости на зрительских лицах. В этом смысле китайский рабочий, кубинский врач, российский преподаватель и американский режиссёр Клинт Иствуд одинаково успешны в труде.
Однако с некоторых пор миллионы наших мегаполисных современников стали считать перечисленные категории тружеников лохами и быдлом. Сами они занялись принципиально иной деятельностью, также по ошибке называемой работой – в которой главным трудовым подвигом оказался единоразовый акт впаривания кому-нибудь своих услуг. Все дуделки об амбициозности, нестандартности и новых идеях стали служить лишь этой цели. Ибо после того, как на амёбициозного типа кликнули и подписались – его труд фактически заканчивался. Далее его в худшем случае ожидала скучная нефизическая деятельность по освоению поступающих благ.
При этом где-то внизу, на самом дне всех процессов, порождающих зарплату амёбициозных личностей, по-прежнему действовали реальные созидатели – строители, нефтяники, моряки, дальнобойщики, учителя и даже, страшно сказать, грузчики. Однако они были от него так далеки социально, что воспринимались как сказочные тролли в трениках. И описывались в том же ключе.
В течение последних двух десятилетий культурный и материальный ресурс, унаследованный от великого XX столетия – позволял существовать огромному объёму виртуального величия. То был период, когда создание Концепции Развития равнялось в зарплатном эквиваленте самому развитию, а масштабность проектов измерялась выбитым под них бюджетом. Миллионы золушек обоего пола, раз удачно выступив на презентационных балах -- обзаводились такими выездами и замками, как будто их предки два столетия кряду проливали кровь и угоняли скот.
Однако сегодня эта сказка явно заканчивается – по банальной причине: наследство XX столетия в значительной степени проедено. Мир на наших глазах проходит развиртуализацию. И в этом – огромная трагедия амёбициозного поколения.
Приученное к тому, что самопрезентация есть главный труд жизни, -- оно по определению не приемлет труда в его настоящем смысле. В их мире такой труд выполняют лишь те, кто не умеет носить костюм и оптимизировать поисковые запросы.
Между тем, сегодня вновь возникает риск того, что из сказочного быдлостана вызовут сосланных туда ещё в прошлом тысячелетии тружеников. Они вновь могут оказаться востребованы действительностью, и это нервирует костюмчатых амёб. Ведь, вернувшись, труженики наверняка посягнут и на их территорию. Ибо, если действительность и вправду не захочет умирать, -- то она уже не потерпит ни минобразования без образования, ни журналов без читателей, ни фильмов без зрителей.
В последнем случае бывшие обладатели виртуального величия рискуют получить в руки неиллюзорное кайло.
Это справедливо, кстати, не только для отдельных личностей, но и для целых амёбициозных элит. Если последним вдруг кажется, что сегодня, во втором десятилетии XXI века, достаточно сказануть в телевизор несколько воодушевляющих ключевых слов, нагнать аудиторию и продолжить жить как прежде, получая процент с трафика – то они очень сильно ошибаются. Авраам Покой Источник |