Райнер Олигер: «Нация как исходная точка исторического повествования нежизнеспособна»
| Райнер Олигер, родился в 1967году, изучал историю и демографию во Фрейбурге и Мичигане (США). Основным предметом его исследований и интересов являются историческая и интернациональная миграция, межэтнические отношения, трансформация в Центральной и Восточной Европе, концепции интеграции, а также музеи миграции.
Райнер Олигер
является одним из основателей ассоциации «Миграция» в Европе. Сегодня ввиду глобальной массовой миграции историография как эксклюзивный проект национального повествования устарела. В разговоре с goethe.de историк Райнер Олигер выступает за то, чтобы миграция и ее история стали частью коллективного наследия в обществах с высокой долей иммигрантов.
Г-н Олигер, являясь историком, вы выбрали основной темой своих исследований миграцию. С чем это связано?
|
Райнер Олигер: В исторической науке Германии миграция длительное время занимала второстепенное место, несмотря на то, что она является центральным моментом для общества: без миграции не было бы городов, индустриализации, современной Америки. В начале 90-х годов, во время одной из моих научных стажировок в США, я начал заниматься исторической демографией, в первую очередь, трансатлантической миграцией 19-го и 20-го веков. Когда я вернулся в Германию, то на ее политической арене тема миграции внезапно вышла на первый план. Падение железного занавеса и массовая миграция переселенцев, беженцев и новых рабочих-иммигрантов в корне изменили мир. Стало очевидно, что необходимо придать данным тенденциям исторический размах, то есть задать вопрос о роли миграции в истории. Какую роль играют исторические идентичности при формировании обществ мигрантов, и как с этим обстоит дело в Германии?
Райнер Олигер:
Исторические идентичности, я намеренно подчеркиваю здесь множественное число, не просто существуют, они развиваются и изменяются со временем. Они являются результатом многоплановых социальных, культурных и экономических процессов. С расцветом нации как политического концепта и национального государства как организованной политической формы в Европе возникли национальные идентичности. Они явились результатом разграничения – например, „заклятый враг" Франция, и обособления – например, таких меньшинств как евреи или переселенцы. В условиях глобализации и глобальной миграции такие простые национальные формы принадлежности более не актуальны.
Ассимиляция „чужих" в такой форме уже невозможна, а чаще всего и нежелательна. Таким образом, в настоящее время возникает временами конфликтный диалог об исторически сформировавшихся национальных принадлежностях и новых, наднациональных, более ярких формах идентичности. Стоит заметить, что и национальные идентичности прошлого никогда не носили чисто национальный характер, даже в смысле этнически чистых идентичностей. Это мнение скорее успешный продукт национализма, а не часть исторической действительности. Конфликты – это неотъемлемая часть современного общества В какой степени различные или даже конфликтующие исторические трактовки препятствуют общественной сплоченности и формированию общего чувства солидарности?
Райнер Олигер:
Конфликты – это обязательная часть современного общества. На земле не существует ни мультикультурного, ни этнокультурного рая. Важно то, как осуществляется управление конфликтными ситуациями и их улаживание. Сплоченность или ощущение солидарности появляется часто именно в результате разногласий. Это нужно рассматривать с диалектической точки зрения. Дискуссия вокруг интеграции мигрантов может иметь и интегративные последствия.
Молодежь из семей мигрантов страдает от того, что история страны их происхождения либо история их миграции в немецком обществе занимает слишком мало места или отсутствует полностью, однако, с другой стороны, им отказано быть частью немецкой истории.
Называть это словом „страдание" я считаю преувеличением. В списке приоритетов гораздо выше истории стоят такие признаки самоидентификации как музыка, одежда или мобильные телефоны. Вопрос, скорее состоит в том, как официальная историческая политика и образовательная политика реагируют на вопрос о культурном разнообразии в национально организованных обществах. В этом плане школы, университеты, музеи и прочие организации обладают приличным потенциалом развития, включая самые разнообразные предложения и исторические трактовки.
Немецкая история – это также история переселенцев
Не таит ли в себе изоляция от „исторического сообщества судеб" опасность создания и укрепления пресловутых параллельных обществ, в которых заботятся только о собственном историческом и культурном наследии, а, возможно, даже и превозносят его?
Райнер Олигер:
Да, обособление от исторической интерпретации и ответственности может также привести к общественной отчужденности. Однако я считаю, что „историческое сообщество судеб" и „параллельное общество" – это понятия, изжившие себя в политической борьбе и практически лишенные аналитической силы. Для меня важно то, как опыт культурного многообразия становится многообразием эмпирическим.
Как на практике будет выглядеть подобный урок преподавания истории?
Райнер Олигер:
В эмпирическом плане исследование вопроса истории, исторического сознания и преподавания истории в немецком обществе мигрантов находится еще в самых зачатках. Два вопроса, о том как мигранты относятся к истории нацизма – считают ли себя сопричастными ей, берут ли на себя ответственность? – и какова значимость истории мигрантов в немецкой хронике – будь то история миграции, исторические повествования из стран происхождения – так до сих пор и остаются неотвеченными. Мой ответ как политически мыслящего гражданина звучит так: история и преподавание истории будут все более дистанцироваться от наследия группы одного национального происхождения. Моя немецкая история и по сей день – это история турецких мигрантов и курдов из Анатолии или российских немцев. А история мигрантов охватывает также передаваемую из поколения в поколение немецкую национальную историю. Однако, по сути, понятие нации как исходной точки исторического повествования и без того уже нежизнеспособно.
Источник
Лекция "Миграция будущего". Райнер Олигер |