Чтобы поддержать наш ресурс
разместите на своём сайте, блоге или в профиле блок новостей
|
Длина волны"Длина волны" - не просто классика киноавангарда, это, скорее, попытка открыть новые горизонты эксперимента в кино и не случайно поэтому сей фильм ещё называют «Гражданином Кейном» экспериментального кино. Тревеллинг на грани невозможного, который мы видим в этом фильме, Майкл Сноу довел до пароксизма в другом своем детище, "Центральный регион", но уже здесь движение камеры скользит по границам нашего восприятия, словно движение улавливается уже на каком-то доперцептивном уровне. Это не тот эксперимент движения, который был сделан Сокуровым в "Русском ковчеге" и даже не тот, который смонтирован в "Верёвке" Хичкока. Движение камеры становится таким же неуловимым, но в то же время и постоянно воспринимаемым, как сама длина волны. Не забудем и о звуке, который сопровождает этот тревеллинг, и о цветовом анархизме, и самом "сюжете" фильма (камера медленно "наезжает" на висящую на стене фотографию, до полного растворения в ней, а на фоне этого - люди, их разговоры и проблемы), чтобы понять: Сноу действительно хочет создать фильм, которому всё человеческое чуждо. Удалось ли? Рейтинг фильма IMDB: 5.9Длина волны / Wavelength „Wavelength" - фильм, записанный в учебниках по кино в виде короткой формулы «45 минут зума», источник цитат и аллюзий; жирный пункт в параллельной истории экспериментального кино; узел, к которому тянутся бесконечное число нитей поздних экспериментов. …Пустынный лофт на первом этаже, паркет, четыре окна. Стена, стол, желтый стул как точка отсчета. Позиция камеры – единственная константа. Зум – единственная стратегия и единственный сюжет. Параллельно происходящая фабула оборвана и задушена неодолимо сужающимся пространством кадра и 45 минутами. …Люди приносят и ставят шкаф и, потоптавшись, отряхнув руки, исчезают. Звуки улицы из приоткрытого окна, рев машин. Пустота - и только камера в невидимых усилиях подминает под себя пространство. Две женщины: одна закрывает окно и задумчиво ест сэндвич, вторая включает радиоприемник, исторгающий равнодушный скрежет, в котором слышится неизбывно знакомые «strawberry fields». Уходят, оставив звук шагов на звуковой дорожке, которая тут же вдруг сменяется на гудение. По мере того, как зум неотвратимо подбирается к своей цели, оно становится нестерпимо интенсивным. Ночь-день-ночь, свет-цвет-затмения. Ночью за кадром, который ничем кроме своего внутреннего предназначения не интересуется, бьется стекло, ломается мебель, на экране появляется на мгновение мужчина и, сделав пару шагов, падает на пол - и вскоре границы кадра сужаются, забыв его. …Женщина в шубе звонит по телефону: «Здесь мужчина, по-моему, он мертв. Не представляю, как он сюда попал». Звук, как напряжение и страх, становится нестерпим к полудню, последние сантиметры до теперь различимой, приколотой кнопками фотографии невыносимы. Это непритязательное пятно на стене и было последней станцией. Что ЭТО? Море? Волны? Море? Море… мертвая фотоэмульсия начинает шевелится и - камера, достигнувшая катарсиса, теряет фокус… „Wavelength" - это «Фотоувеличение» экспериментального кино, икона 60-ых и начало New American Cinema. Эстетика модернизма, которая здесь, не размениваясь на сантименты, себя манифестирует, и есть «классическое» в таких фильмах. В каком-то смысле „Wavelength" – абсолют, который, кажется, уже не может быть преодолен; после него можно только упражняться в уточнениях и украшениях. Здесь, в отличие от абстрактного кино, изображена реальность, но сам фильм указывает не на ее существование, а только на самого себя, на собственную форму, на технику – на то, что обычно должно быть зашифровано, скрыто, похоронено под иллюзией «окна в мир» (привет Базену). А камео-появление в кадре Холлиса Фрэмптона в роли трупа – такой же фальшивый намек, как и тот, на котором построен фильм. Холлис Фрэмптон в роли трупа привлек, кроме меня, еще 10 зрителей, которые обнаружили, что несомненной звездой все-таки был не мистер Х.Ф., а желтый стул; а целью расследования – не загадочная смерть, а колебание волн. И последнее: кто же такой Холлис Фрэмптон? Тоже был такой, короче, авангардист, пионер дигитального арта в том числе (рецензия meleze) |
|
|
Всего комментариев: 0 | |