Харун Фароки. Биография, фильмографияХарун Фароки (нем. Harun Farocki) - немецкий кинорежиссёр, сценарист документального и игрового кино. Продюсер, актер, оператор, монтажер.
Биография
Харун Фароки родился в 1944 году в Новом Йичин, город в Моравскосилезском крае Чехословакии (ныне Чехия). В 1966—1968 годах учился в Академии кино и телевидения в Западном Берлине. Харун Фароки снял более 90 фильмов, в основном это экспериментальные документальные работы.
1974 - 1984 автор и редактор журнала кинокритики "Filmkritik" в Мюнхене. 1993 - 1999 был приглашенным профессором в Университете Калифорнии, Беркли (США). 2006 - 2011 профессор в Академии изящных искусств в Вене. Умер 30 июля 2014 года.
Творчество
Несмотря на завидную плодовитость работы Харун Фароки практически неизвестны в Русском Мире, в том числе и среде профессионалов.
Харун Фароки можно воспринимать как тайного лидера немецкого кино. Его давно называют авангардистом, по-видимому, подразумевая то, что он идет впереди всех, хотя колона за ним так и не выстраивается. Сегодня его работы чаще помещаются в динамический арт-дискурс, чем в размеренные разговоры о кино. Харун Фароки мало на кого похож, мало, кто похож на Фароки. Харун Фароки умеет сложно говорить, он остроумен и печален. Социалист по убеждениям, он археологическими приемами монтажного и документального кинематографа рефлексирует над историей и состоянием общества. Хартмут Битомски говорит, что кинематограф Харун Фароки вышел из Эйзенштейна, видимо, намекая на значение монтажа и диалектики в работах коллеги. То, что левые художники осознанны в вопросах монтажа, идея не новая. Например, культуролог Николай Хренов связывал рассвет монтажного кинематографа 20-х годов в СССР с социалистическим проектом рационализации мира в хаосе космоса. Другой пример – Годар.
Харун Фароки монтирует плавно, но именно порядок изображений у него определяет смысл. Свои мысли по заданной теме он неспешно собирает в отдельный пласт, в отдельный видео-абзац, но потом обязательно сравнивает его с другим пластом или абзацем. Например, в «Для сравнения» (2010) Харун Фароки поочередно покажет нам современную технологию изготовления кирпича в Буркина-Фасо, Индии и Европе.
Фабрики, супермаркеты и тюрьмы – его любимые декорации. Причем порой он ставит знак тождества между ними, «индивидуум отныне лишь непрерывно переходит от одного пространства заключения к иному» (Жиль Делез). Фильмы Харун Фароки являются лучшей иллюстрацией к теории Мишеля Фуко о «дисциплинарном обществе». Харун Фароки любит использовать изображение камер наблюдения, которые вызывают ассоциацию с идеей башни «Паноптикум» архитектора Бентама. Принцип работы таких камер в продуцировании паранойи – не в том, что они смотрят на нас, а в том, что мы знаем о том, что они смотрят на нас.
Фароки также обращается к примерам изображений, «официально» снятых с точки зрения надзирателя, например, к военным хроникам («Как видите», 1986) или архивам тюрем («Тюремные сцены», 2003 или «Думаю я видел осужденных», 2004).
Признание
1969 - Приз "German Film Critics Association Awards", лучший короткометражный фильм (Nicht löschbares Feuer) 1989 - Приз "German Film Critics Association Awards", лучший документальный фильм (Картины мира и подписи войны) 1991 - Приз "German Film Critics Association Awards", лучший документальный фильм (Leben - BRD) 2003 - Приз "Locarno International Film Festival" (Erkennen und verfolgen)
Фильмография (только переведенные на русский)
1986 - Как видите 1989 - Картины мира и подписи войны 1995 - Выход рабочих с фабрики (Рабочие покидают фабрику) 1997 - Натюрморт 2000 - Кадры тюрьмы
2007 - Отсрочка
Подготовил Владимир Маслов
|